Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия учебные пособия

.pdf
Скачиваний:
22
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
1.08 Mб
Скачать

С этим связан и кризис философии, которую Деррида определил как деятельность, снимающую тайну с письма. Современная философия «говорит прозой» и умирает вместе со «стиранием означающего», с невозможностью расслышать его голос.

Развитию постмодернистских идей способствовали также работы Жака Бодрийара (1929-2007) – французского философа и социолога. В книге «Зеркало производства», в которой предпринята критика социальной теории с точки зрения ее знаковости, Бодрийар рассмотрел социальную историю как историю развития значения. Социальная история разворачивается как процесс вытеснения смерти, которая понимается как асистемность, всё, что стремится к иному, а не к данному и заданному Поэтому социальная история начинается с вытеснения из социального пространства мертвых, затем дикарей, затем иноверцев – вплоть до интеллектуалов и женщин. При этом смерть амбивалентна жизни. Феномен обратимости используется Бодрийаром для создания концепции симуляции, что понимается как смешение реального и воображаемого. Развитие уровней симуляции приводит к подрыву самой системы: мир утрачивает реальность, выступая как совокупность моделей. Симуляция смешивает всякое различение, выдавая отсутствие за присутствие, воображаемое за реальное. Симуляция непосредственно связана со «знаковостью человеческого существования». Эволюционируя, знак утрачивает всякую связь с реальностью и переходит в ряд симуляции, обретая связь с телом, становясь симулякром – « кентавром знака и тела». С

201

симулякрами связана убежденность в конечности культуры, ее деградации, т.к. реальность порождается симуляцией.

Бодрийар доказывал, что развитие мира сопряжено с крайностями, а не с равновесием и гармонией. Категории пространства, времени, субъекта, причинности утратили свое значение, и задача теории – не рациональная критика, а переход на позиции объекта, понятого как симуляционный и гипер-реальный. В современном мире симуляция активно порождает реальное: происходит «удвоение присутствия», образуется «полнота полного» – перенасыщение объекта, его выход за собственные пределы, за время, пространство, за историю. Перенасыщение объекта – способ выйти за пределы системы, способ уйти от всевластия кодов, обрести полную свободу и индетерминированность.

Совместные работы Жиля Делёза (1925-1995) и Феликса Гваттари (1930-1992) оказали большое влияние на становление «нового мышления». В исследованиях этих авторов прослеживается влияние неофрейдизма и этологии.

Прежде всего, это касается книги «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип», синтезирующей в себе философию, психоаналитический подход, политическую теорию и претендующей на создание «не-концепции» – теории, направленной против европейского рационализма. Результатом стало создание концепции социального и политического бессознательного. Одна из главных проблем – проблема желания, его рефлексии, фиксации и кодификации, что связано с языковым оформлением желания, его

202

конституированием «грамматикой» культуры, которая определяет место человека в «социальной машине». Отсюда требование полной декодификации желания, избавления его от произвола «грамматики», что должно привести к истинной природе человека, не затушеванной «эдиповой культурой». «Внеэдиповый опыт» дается благодаря использованию противоположного психоанализу метода – шизономадическому. Шизоанализ призван разрушить иллюзию «Я», избавив человека от символов и кодов, связанных с «желающим производством». «Желание» понимается Делезом и Гваттари как реакция человека на его включение в ряд символов, представляющих реальность. Символизация желания, связанная с расколотым субъектом, определяет расчленение культуры грамматикой, ее отчуждение. Желание обретает знаковую фиксацию, ограничивающую свободу человеческого существования в социальном пространстве. Знаки, маркирующие «территорию человека», на первом этапе человеческой истории выделяют людей из рода, привязывают их к определенному пространству при помощи государственных и культурных институтов. В результате понятие территориальности обретает репрессивную силу. Используя категорию «территориальности», разрабатываемую в современной этологии, Делез и Гваттари придали ей расширительное толкование, понимая под территориальностью познавательные и поведенческие структуры, создание кодов, при помощи которых человек обозначает свое право собственности, устанавливает режим «деспотического означающего». В современную эпоху, по-

203

лагают Делез и Гваттари, система кодификации дает сбой, и декодификация кодов связана с детерриторизацией и упадком человеческого рода.

Шизоанализ настаивает на уничтожении границ и центрированности общественных систем. Декодирование потоков желаний освобождает человека, утверждая его уникальность. Противоположный процесс связан с активными попытками оживить старые коды, что ведет к возрастанию репрессивности, к появлению «неотерриториальностей». Этот процесс приводит в конечном счёте к «фашистизации» социальной жизни и безумию. В «АнтиЭдипе» Делез и Гваттари трактуют действительность как совокупность «желающих машин», образующих «желающее производство», осуществляемое на молекулярном (части и механизмы желающих машин) и молярном уровнях (мир, индивиды, общество, классы, государство, наука, искусство и т.п.). Человек выступает как «желающая машина», сочетающая в себе молярный и молекулярный уровни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Философское знание прошло в своём развитии сложный и противоречивый путь. Оно развивалось в процессе становления и борьбы учений, который определялся принципиальными разли-

204

чиями в постановке и решении вечных вопросов бытия человека в мире. Философия всегда стремится к Истине, как к своему идеальному пределу, но Идеал всегда далёк, он, подобно линии горизонта, никогда не может быть достигнут. Мир бесконечен, его тайны никогда не будут раскрыты до конца, всегда будут привлекать перспективами своей расшифровки.

Возможности человеческого познания также бесконечны, пытливый человеческий разум хочет найти ответы на все вопросы. Но парадокс заключается в том, что чем глубже знание, тем больше вопросов возникает перед человеком.

Философия – это практическое знание, помогающее человеку достичь счастья, гармонии с миром, другими людьми и с самим собой.

Философия – это постоянный диалог – диалог с современниками и с мыслителями прошлых эпох.

Философия обращена и в будущее: помогая человеку осознать себя самого, понять окружающий мир, она учит человека, как сделать своё будущее не просто возможным, а наилучшим.

205