Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Судебная медицина / Механика_и_морфология_переломов_В_Н_Крюков

.pdf
Скачиваний:
7
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
29.68 Mб
Скачать

При ударе в область подбородка (или сбоку от него) повреждаются суставные отростки или алвеолярная часть тела нижней челюсти (рис. 25).

Компрессия при встречном теменно-подборобочном направлении вызывает перелом суставных отростков и тела нижней челюсти сбоку от срединной линии.

При сдавлении лица в боковом направлении на уровне углов нижней челюсти возникают двойные переломы тела нижней челюсти в области подбородка. Характер линии перелома, выкрашивание компакты по краю перелома и другие элементы деформации кости позволяют устанавливать направление, в тором сгибалась кость и тем самым дифференцировать переломы нижней челюсти от прямого воздействия (в месте приложения силы) от повреждений на протяжении.

Кости лицевого скелета повреждаются в подавляющем большинстве вследствие сгибания или распора.

Для установления механизмов травмы черепа в целом исключительно важным является анализ траекторий, а также свойств линий переломов, характера поверхности изломов и их краев. Этот анализ прежде всего необходим при решении вопроса о кратности повреждений костей черепа. Понятно, что сочетание механизмов повреждений в совокупности с разнообразием повреждающих предметов создает различные варианты разрушений:

1.Причинение повреждений разных областей черепа одним и тем же предметом по типу штампа – вариант, нередко встречающийся в экспертной практике в виде множественных ударов молотком, гаечным ключом и т.п. Количество повреждений, а тем самым и число нанесенных ударов устанавливается относительно легко, по числу достаточно изолированных друг от друга дырчатых или вдавленных переломов.

2.Сочетание повреждений тупым предметом по типу штампа с повреждением от воздействия предмета с широкой плоскостью (например, при последующем падении) и травматизацией разных областей для дифференциальной диагностики, как правило, не представляет особых затруднений. Такая комбинация повреждений имеет в своей основе различные виды деформации, а следовательно, и неодинаковые формы разрушений. При ударе тупым предметом по типу

штампа всегда превалируют признаки локального разрушения, в то время как при воздействии плоскостью – конструкционные.

3.Причинение повреждений предметом по типу штампа при положении головы на твердой опоре (подложке) в виде плоскости делает локальные разрушения более обширными. В зоне опоры нередко повреждается внутренняя пластинка кости вследствие местного уплощения костей черепа. Это приводит к концентрации растягивающих напряжений в форме круга на внутренней (вогнутой) пластинке и сжимающих – на наружной. Наиболее характерным для разрушения при подобного типа деформации является крестообразная трещина внутренней пластинки кости, испытывающей реакцию опоры, и разрушения в диаметрально противоположном месте черепа от воздействия тупого предмета.

4.Значительные затруднения, как правило, возникают в случаях анализа повреждений, возникших от нескольких ударов предметами с широкой плоскостью. Чрезвычайно важно отыскать прежде всего точку первоначального разрушения черепа. Выделив начало возникновения перелома, можно установить вид и характер первичной деформации и объем начальной травматизации всей конструкции в целом.

Повторно предмет с широкой плоскостью воздействует уже на часть черепа, отграниченную переломами, возникшими вследствие первого удара. Эта часть разрушается тоже по конструкционному типу, но в процесс деформации вовлекается только «отсеченная» часть, а тип, вид и характер переломов будет иным, нежели при разрушении целого черепа в аналогичных условиях.

5.Последующее повторное воздействие может иметь своей локализацией и зону первичного удара. Возникает самый сложный вариант травматизации независимо от того, явился он следствием воздействия плоскости, продолговатого предмета или по типу штампа. Анализу подвергаются без исключения все элементы, характеризующие морфологию разрушения, для целей установления последовательности его возникновения.

Установление последовательности причинения повреждений позволяет определить количество повторных воздействий.

Повторное повреждение костей черепа следует рассматривать как результат дополнительной деформации черепа, в котором уже имеются определенные разрушения. На внешнее воздействие такой череп реагирует не как цельная конструкция, а отдельными ее составными элементами. Топография напряжений при этом резко меняется.

Характер силовых напряжений в этих новых условиях определяется формой фрагментов, образовавшихся вследствие первичного разрушения. Само же разрушение частей черепа происходит в каждом отдельном случае в соответствии с формой (конструкцией) фрагмента, направлением и величиной внешнего воздействия. Следует указать, что внешнее воздействие по отношению к первично образовавшейся трещине может быть осуществлено под различными углами (от 0 до 180º) минимум в трех плоскостях: горизонтальной вертикальной и секущей (рис. 26), т.е. бесконечное множество вариантов. Некоторые из этих вариантов исследованы и для них установлены морфологические признаки (при

этом подразумевается, что величины внешнего воздействия, в том числе и повторного, находятся в близких параметрах по отношению друг к другу).

При воздействии в горизонтальной плоскости возможны следующие варианты:

1. Повторное воздействие совпадает по траектории с направлением первично возникшей трещины (плоскость ааı на рис. 26). Процесс разрушения может ограничится пределами первично возникшей трещины, которая получает свое дальнейшее развитие (так называемый прирост).

2.Повторное воздействие совпадает с траекторией трещины, но обратно направлено. В этом варианте также наблюдается феномен прироста первичной трещины. Как правило, прирост осуществляется за счет содружественного развития обеих ветвей первичной трещины.

3.Внешнее воздействие в той же плоскости, но направленное к трещине под острым углом (0-60º или 180-120º) также вызывает «прирост» трещины, но несколько в меньших масштабах. Развитие разветвляющихся конечных трещин оказывается неравномерным в соответствии с вектором внешнего воздействия

(рис. 27).

4. Внешнее воздействие в поперечном направлении (что совпадает с одним из вариантов воздействия по секущей плоскости ссı на рис. 26) вызывает мгновенно смыкание первично образовавшейся трещины. В зависимости от величины внешнего воздействия возникнет эффект наползания краев трещины друг на друга, причем наползающим оказывается край со стороны воздействия. Результатом такого взаимодействия является скол (скрашивание) компакты внутренней пластинки со стороны воздействия, или наружной с противоположной стороны, или того и другого краев излома вместе (рис. 28).

5. При воздействии под различными углами в пределах секущей площади также наблюдается эффект скалывания краев излома. Следует отметить, что при уда-

ре под углом 45º и более край излома со стороны воздействия будет не наползать, а погружаться. Это ведет к эффекту скалывания края излома, топографически обратному, чем было описано выше. Надежных дифференциальных признаков между ними пока не выявлено и приходится ориентироваться на другие (локальные) разрушения от повторного воздействия (рис. 29).

6.При воздействии по вертикальной плоскости (совпадающей с плоскостью излома bbı рис. 26) больше значение приобретает локализация внешнего воздействия. При воздействии на зону максимального зияния трещины возможно возникновение локального перелома с образованием довольно характерного ногтеобразного излома (рис 30).

7.Смещение места внешнего воздействия по длине трещины к месту ее затухания может вызывать, помимо прироста трещины, прогибание краев излома и увеличение зоны выкрашивания по краям наружной пластинки.

Если первичная трещина имела происхождение локального разрушения, то тогда на ее протяжении можно диагностировать две самостоятельных, изолированных друг от друга зоны выкрашивания краев излома со стороны наружной пластинки.

Как следует из рис. 26, число комбинаций повторного внешнего воздействия по отношению к первично возникшей трещине (перелому) (локализация и угол этого воздействия) оказывается бесконечным. Морфология разрушения первично возникшей трещины от повторного воздействия оказывается весьма разнообразной, складываясь из соотношений вышеописанных признаков. Значительную долю в развитие морфологии разрушения вносит величина повторного внешнего воздействия (рис. 31).

8. При анализе повреждений, возникших вследствие повторного воздействия, остается в силе правило, что вторично возникшая трещина (перелом) никогда не пересекает возникшую первично.

В случае несмертельных повреждений диагностику повреждений костей черепа и траектории трещин и переломов в большинстве случаев можно осуществлять рентгенологическим путем. Иногда удается диагностировать признак выкрашивания по краю линии перелома, что позволяет говорить о виде локальной деформации. В большинстве же случаев приходится ограничиваться только констатацией локализации повреждения, что для установления механизмов травмы явно недостаточно.

Глава III Повреждения костей туловища

(грудной клетки, позвоночника и таза)

Кости туловища по своей структуре относятся к губчатым (длинные – ключица, ребра, грудина; короткие – позвоночник) и смешанным (таз). Основным их свойством является исключительно сложная конфигурация. Масса кости в основном представлена губчатым веществом, упорядоченным в своем строении в соответствии с постоянными силовыми напряжениями. Поверхностные, граничные слои кости представлены в виде тонкой волокнистопараллельной компактной пластинки.

Плоские кости – в особенности свода черепа – несут преимущественно защитно-опорную функцию, а губчатые и смешанные, кроме этого, выполняют сложные кинематические задачи.

Постоянное напряженное состояние и ритмические воздействия различных параметров определили конструкцию особой сложности у каждого вида этих костей. Эти кости должны обеспечить устойчивость к разовым, циклическим и усталостным нагрузкам. Наиболее полно этим требованиям отвечают многоэлементные конструкции – при высокой прочности они устойчивы к циклическим нагрузкам, изгибающим и ротационным деформациям.

Многоэлементные конструкции определенной конфигурации, выигрывая в весе, способны выполнять значительно больший круг задач, чем изготовленные из сплошного материала той же природы.

Кость, состоящая из строго ориентированной по нескольким направлениям спонгиозной массы и имеющей внешнюю поверхность в виде тонкой пластинки, разрушается по несколько другим законам, нежели плоская кость. Характерным для разрушения губчатых костей следует считать явления «отщипа» компактной пластинки (рис. 32) при изгибах (в местах развития касательных напряжений). Наряду с этим нередко регистрируются и такие виды разрушения губчатого вещества как желообразное смятие (рис. 33) или великообразное выпячивание (и то, и другое – при целости компактной пластинки).

При развитии растягивающих напряжений компактная пластинка (в силу своего неравномерно волокнистого строения) разрушается разрывом, с образованием элементов «выдергивания»* (рис. 34).

* Выдергивание – вид разрушения, при котором поверхность излома представляется в виде «щетки», вследствие не одномоментного разрыва разнопрочных участков кости.

Следует указать, что изучение характера разрушения губчатых и смешанных костей находится в самом начальном периоде и требует дальнейшего изучения.

Соседние файлы в папке Судебная медицина