Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Сексология (доп.) / Комплексная_сексолого_психиатрическая_экспертиза_обвиняемых_в_многоэпизодных

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
252.58 Кб
Скачать

ФГБУ “Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского”

Министерства здравоохранения Российской Федерации

комплексная сексолого-психиатрическая экспертиза обвиняемых

в многоэпизодных сексуальных правонарушениях

Методические рекомендации

Москва - 2013

1

УДК 616.89-008.442.3 ББК 56.14

Т48

Методические рекомендации подготовлены в ФГБУ “ГНЦССП им. В.П.Сербского” Минздрава России доктором медицинских наук, профессором А.А. Ткаченко, доктором медицинских наук, профессором Г.Е. Введенским, кандидатами­ медицинских наук Е.Ю. Яковлевой,

Э.С. Амбарцумян, М.Ю. Каменсковым.

Методические рекомендации утверждены на заседании Ученого совета ФГУ “ГНЦССП Росздрава” 20 ноября 2009 г., протокол № 11.

Т48 Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Яковлева Е.Ю., Амбарцумян Э.С.,

КаменсковМ.ЮКомплекснаясексолого-психиатрическаяэксперти- заобвиняемыхвмногоэпизодныхсексуальныхправонарушениях:

Методические рекомендации. – М.: ФГБУ “ГНЦССП им. В.П.Сербского” Минздрава России, 2013. – 20 с.

В методических рекомендациях на модели серийных сексуальных убийств рассмотрен алгоритм проведения комплексной сексологопсихиатрическойэкспертизыобвиняемыхвмногоэпизодныхсексуальных правонарушениях. Определены требования к сексологическому, психологическому и психофизиологическому обследованию в рамках экспертного исследования, границы компетенции экспертов, предложены модели их взаимодействия, проанализированы возможные диагностические и экспертные ситуации.

Для судебных психиатров и сексологов.

ISBN 978-5-86002-128-0

ББК 56.14

© Группа авторов, 2010, 2013.

© ФГБУ “ГНЦССП им. В.П.Сербского” Минздрава России, 2010, 2013.

2

ВВЕДЕНИЕ

Среди многоэпизодных сексуальных правонарушений особое место как по степени общественной опасности, так и по сложностиэкспертнойоценкизанимаютсерийныесексуальные убийства.

Определение понятия серийных сексуальных убийств и их типология

Подсерийнымисексуальнымиубийствамиподразуме-

ваются такие случаи гомицидов, совершенные одним лицом, которые включают не только сексуальные правонарушения, предусмотренные уголовным кодексом (например, изнасилование, совершение насильственных сексуальных действий и т.д.), но и те правонарушения, при которых сексуальные механизмы прослеживаются либо на уровне переживаний испытуемого, высказываемых намерений, либо на уровне поведения в виде манипуляций с половыми органами жертвы, в том числе символические сексуальные действия.

Следует подчеркнуть, что “серийность”, являясь чисто криминалистическим понятием, в клинической практике соответствует повторяющемуся стереотипному сексуальному поведению, присущему разным формам парафилий, которое может не включать в себя убийство, но определяться сходными механизмами саморегуляции.

К признакам, указывающим на совершение сексуального убийства, относятся: следы совершения полового акта в оральной,вагинальнойианальнойформах;определеннаяпозатрупа; отсутствие одежды на трупе либо обнажение половых органов, молочных желез; телесные повреждения, свидетельствующие о насильственной смерти, – множественные повреждения и следы от ударов на теле; расчленение трупа и/или отчленение его частей; вскрытие полостей тела, извлечение внутренностей, отделение половых органов, молочных желез.

Серийные сексуальные убийства условно можно разделить на пять отдельных групп: 1) убийства, совершенные с целью получения сексуального удовлетворения во время его соверше-

3

ния; 2) убийства с целью подавления сопротивления жертвы перед или во время изнасилования; 3) убийства с целью соития с трупом; 4) убийства с целью сокрытия следов преступления; 5) убийства, совершенные в ответ на действия, расцениваемые как унижение (Антонян Ю.М., Верещагин В.А., Потапов С.А., Шостакович Б.В., 1997). Вместе с тем формулировка “убийство с целью подавления сопротивления жертвы перед или во время изнасилования” вызывает некоторые сомнения, так как сознательная постановка подобной цели субъектом указывает на его принадлежность к третьей группе (“убийство с целью соития с трупом”), когда само по себе убийство является промежуточной целью. В противном случае этот вид убийства следует причислять к непреднамеренным, когда убийца либо превышает необходимоедляпреодолениясопротивленияжертвыфизическое воздействие;либоимеетместофактнесвоевременногораспознания смерти жертвы; либо в процессе преодоления сопротивления жертвы у убийцы возникает другой ситуационный мотив, длявыявлениякоторогонеобходимовзаимодействиепсихолога, сексологаипсихиатра.Распространенноеобъяснениеубийства, следующего за изнасилованием, желанием скрыть следы последнего также представляется несколько сомнительным, так как предполагает осознанные, целенаправленные действия убийцы,сохранностьегокритическихфункций.Вэтойсвязипарадоксальным выглядит “сокрытие следов” менее тяжкого преступления за счет совершения более тяжелого. Возникновение такого мотива с трудом можно назвать психологически понятным: здесь возможно либо появление ситуационного мотива, либо речь идет о дезорганизации психической деятельности с утратой критики к своему поведению и его последствиям.

Наибольшую известность среди типологий по рисунку поведения получило разделение сексуальных убийств на “организованные” и “дезорганизованные”, осуществленное Бихевиоральным научным отделом ФБР (Ressler R., Burgess A., Douglas J., 1988). В соответствии с этой типологией, например, сексуальные садисты относятся к “организованным” преступникам, которые крайне редко прибегают к расчленению тел, за исключением случаев расчленения с целью сокрытия следов преступления. “Организованные” сексуальные убийцы, как правило, планируют нападение, жертвы им знакомы и заранее выбраны, имеет место предварительный контакт с потер-

4

певшими, разговор, который преступник хорошо контролирует. Осмотр места преступления свидетельствует об упорядоченности действий убийцы и контроле над своими действиями, а также подчинении жертвы воле агрессора. Насилие в таких случаях осуществляется до смерти жертвы, тело оказывается спрятанным, орудие правонарушения или улики, указывающие на агрессора, отсутствуют. “Дезорганизованный” убийца чаще нападает внезапно, выбирая территорию и жертву, в отсутствие личного знакомства и предварительного контакта с жертвой. Осмотр места преступления обнаруживает признаки беспорядка, свидетельства того, что для жертвы нападение и насилие были неожиданными, сексуальный контакт имеет место чаще после смерти потерпевших, трупы которых, орудие и улики часто также обнаруживаются на месте при осмотре. Авторы отмечают, что необходимо учитывать часто встречаемый смешанный тип личности убийцы, для которого присущи свойства обоих описанных типов. Кроме того, специалисты ФБР указывают на возможный переход преступления из подготовленного в неподготовленное, при этом обратный переход, по их мнению, встречается редко. M. Benezech (1999) дополняет данную классификацию учетом психиатрического диагноза: для“неорганизованных” характерныманиакальные состояния, органическиенарушения,параноиднаяшизофрения,слабоумие вследствие травм и интоксикаций; у “организованных” чаще встречаются депрессии, нарушения поведения, наркомания и алкоголизм.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Особенности комплексного обследования

Цели обследования у специалистов, участвующих в комп­ лексной сексолого-психиатрической экспертизе, будут различаться.

Цельюоценкипсихическогосостояниянамоментэкспертизы является квалификация ведущего психопатологического синдрома, что позволит с учетом динамики предшествующих состояний выдвинуть обоснованную версию о нозологической природе психического расстройства.

Целью сексологической диагностики является квали-

фикация сексологическогосиндрома в динамике,что позволяет

5

квалифицировать вариант расстройства сексуального предпочтения.

Цель направленного экспериментально-психологи­ ческогоисследованияпсихосексуальнойсферы–датьпред­ ставление об индивидуальных особенностях специфических личностных характеристик, отражающих психосексуальную сферу: полового самосознания, личностных смыслов, установок и отношений, связанных с направленностью сексуального влечения, знание которых необходимо для уточнения диагноза.

Цельпсихофизиологическогоисследования–объективи-

зация расстройств сексуального предпочтения (парафилий).

1.1. Психопатологическая диагностика

В ходе проведения психопатологической диагностики

лиц, совершивших серийные сексуальные гомициды, проводится изучение материалов уголовного дела и медицинской документации, где особое внимание эксперт уделяет:

1) информации, указывающей на признаки серийности;

2) описанию паттернов агрессивного поведения испытуемоговделиктахиихдинамики(вербальногоиневербальногоповедения,наличияилиотсутствия предварительного контакта, знакомства с жертвой и др.);

3) изучению протоколов осмотров мест правонарушений с цельювыявлениявозможныхпризнаковизмененногосостояния сознания, психомоторного возбуждения убийцы в момент совершения деликта;

4) обнаружению признаков предварительной подготовки к совершениюубийства,наличиюспециальныхорудий,принесенныхправонарушителемнаместо,илииспользованию им подручных средств (в том числе частей одежды жертв); 5) наличию указаний на территориальное поведение подэкспертного (стереотипные способы и выбор мест встречи сжертвами, совершения нападений, захоронения трупов

и др.); 6) анализу сезонности и временному фактору реализации

агрессивного поведения; 7) изучению характеристик и протоколов допросов свиде-

телей с описанием особенностей психического состояния и каких-либо отклонений в поведении подэкспертного в быту и на работе вне деликтов.

6

Данные объективного анамнеза, кроме традиционных для общепсихиатрического рубрик, должны включать максимально подробное описание отклоняющегося поведения подэкспертного (в том числе агрессивного, аддиктивного и пр.) и его динамики на протяжении жизни. Субъективный анамнез особое внимание должен уделять описанию субъективной феноменологии деликтов. В целом совокупность данных материалов дела и субъективного анамнеза должна предоставить эксперту-психиатру возможность реконструкции поведения и переживаний в каждом из деликтов и, следовательно, дать возможность квалификации психопатологического состояния в каждом рассматриваемом эпизоде.

Для серийных сексуальных убийц оказались характер­ ными внешние стимулы, “запускающие” поведение (69,05%), представленные простыми раздражителями, зависящими от фрагментарности восприятия подэкспертных – внешний вид какой-либо части тела (обнаженной или одетой) жертвы, женский силуэт, крик, стук каблуков и т.п. При этом сами жертвы велисебяпреимущественнонейтральновкриминальнойситуации. Серийные сексуальные убийства отличает ситуационная необусловленность нападений, когда агрессия убийц выглядит внешненемотивированнойивнезапной.Этиданныесогласуютсястем,чтодевиантнуюактивностьподэкспертных“запускали”, как правило, внутренние стимулы, т.е. ощущения и эмоции испытуемых (нарастание напряжения, возбуждения, ярости, гнева,злобы,тревоги,беспокойства,смешанныеэмоциональные состояния, осознанное запланированное желание напасть на жертву и др.). Встречалось даже инициирование агрессивного поведения убийцы обонятельным стимулом, которым служило сочетание запахов алкоголя и табака, что испытуемый расценивалкакспецифичныйпризнак“женщинлегкогоповедения”. Прекращали агрессивный поведенческий паттерн серийных сексуальныхубийцтакже,какправило,внешниестимулы–как визуальные (вид расчлененного тела, вырезанных внутренних органов, прекращение сопротивления жертвы, ее обездвиженность,появлениесвидетелейидр.),такиаудиальныераздражители(хрипы,стоны жертв,громкиекрикиопомощи или,напротив, парадоксальная реакция жертв, которые шли на контакт с подэкспертными, “не показывая” испуга, проявляли интерес к личности нападавшего, говорили комплименты и др.).

7

Вуголовном деле должны быть детально изложены особенности настоящего ипредшествующих привлечений куголовной ответственности, с акцентом на тех поведенческих проявлениях, которые в последующем используются для квалификации психического расстройства.

Вслучае недостаточности предоставленной информации (например, в виду отсутствия большей части вышеперечисленных сведений в материалах дела и отсутствия медицинской документации при указаниях на ее принципиальное наличие) эксперту необходимо сделать запрос о предоставлении всех недостающих сведений.

При анализе нозологического состава обследованных серийных сексуальных убийц1 было обнаружено преобладание органического психического расстройства (56%) различной степени выраженности – от легких когнитивно-мнестических и личностных расстройств до выраженных нарушений психики. Превалировал смешанный генез органического поражения головного мозга с сочетанием последствий вредностей раннего периодаразвития,травматических,интоксикационных,инфекционныхвоздействий.Вторымипочастотевстречаемостиоказались шизофрения (20%) – с преобладанием параноидной формы над простой–ирасстройствозрелойличности(20%),представленное смешанным(сочетающимэмоционально-неустойчивыйиэпилеп- тоидный радикалы), а также истеровозбудимым расстройством личности.Психическиеиповеденческиерасстройствавследствие употребления психоактивных веществ встречались реже (8%), выявлялисьвкачествесопутствующихосновномупсихическому расстройству и были представлены алкоголизмом.

1.2.Сексологическая диагностика

Задачи изучения материалов дела экспертом-сексологом состоят в следующем:

1. Описаниепаттерновсексуальногоповеденияиспытуемого в деликтах и их динамики;

2. Анализ особенностей выбора объекта и его динамики;

3. Характеристика особенностей сексуального развития, сексуального поведения вне деликтов.

1 В основу методических рекомендаций положено исследование 50 экспертных заключений.

8

Во многих случаях серийных сексуальных убийств жертвы специально не выбирались, нападение часто совершалось на тех, кто “просто” оказался в данном месте после разного по продолжительности периода “охоты” (“бесцельного” блуждания правонарушителяпоулицамилиполесусцельюулучшитьсвое состояние, настроение).

Вместестемвыборобъектасерийнымсексуальнымубийцей может осуществляться по полу, возрасту, внешности (по физическим и поведенческим признакам, одежде).

Под физическими признаками потерпевших понимают их телосложение, рост, цвет волос, степень выраженности вторичных половых признаков, причем часто эти предпочтения не осознаются самим убийцей. Детали одежды нередко особенно значимы для нападающего. Как правило, это обтягивающие брюки (джинсы), короткие юбки, колготки (особенно черные), черно-красная цветовая гамма, кожаные и металлические фрагменты одежды. Известны случаи, когда черные колготки, короткая юбка или некоторая избыточность декоративной косметики воспринимались убийцей как признаки сексуальной доступности жертвы и оказывали на него провоцирующее действие.

При анализе характеристик потерпевших актуальны следующиеособенностиихсостоянияиповедения:раскрепощенная манера поведения или “легкое поведение”, указывающие на сексуальную доступность жертвы; признаки особого социального статуса – низкого (бомжи, проститутки, беспризорные дети, подростки), высокого – хорошо одетые женщины в машинах; признаки,свидетельствующиеонеспособностиоказатьфизичес­ кое сопротивление, в том числе алкогольное и наркотическое опьянение, психическая болезнь и умственная отсталость.

Объективный анамнез из материалов дела должен включать, кроме традиционных для сексологического анамнеза рубрик,описаниеформированиясексуальноговлеченияидинамики вариаций его реализации. Должны детально излагаться те девиантные действия, которые послужили основанием для возбуждениянастоящегоипрошлыхуголовныхдел,сакцентом на тех поведенческих проявлениях, которые в последующем используются для квалификации расстройств влечений.

Субъективныйсексологическийанамнездолжен включать,

кроме традиционных разделов, описание динамики феноме-

9

нологии и поведенческих проявлений расстройства половой идентичности и парафилии в динамике.

Описание психического статуса при сексологическом исследовании должно содержать отношение испытуемого к имеющемуся расстройству сексуального предпочтения и деликтам.

Могутбытьвыделеныследующиеэтапысексологической

диагностики:

1) синдромологическая (квалификация сексологического синдрома);

2) нозологическая(определениесексуальногорасстройства, втомчислевариантарасстройствасексуальногопредпоч­ тения по МКБ-10), и его типа течения;

3) квалификация расстройств половой идентичности и определение варианта сексуального дизонтогенеза.

Напервомэтапесексологдолженописатьсиндромнамомент каждого деликта. Поскольку целью экспертного исследования является оценка регуляции поведения в определенный период, внеговключаетсясовокупностьфеноменологиииповеденческих проявлений непосредственно на момент деликта: 1)квалификацияпаттернасексуальногоповедения;2)характеристикаобъекта сексуальных действий (пол, возраст); 3) функциональные сексуальные расстройства в момент деликта (нарушения эрекции, эякуляциииоргазма);атакжереакцияличностинааномальное сексуальное влечение; 4) характер влечения и 5) отношение к нему.

В развернутом виде все эти компоненты представлены при парафилиях. Наличие признаков аддиктивности является психопатологическим феноменом, и его установление входит в компетенцию психиатра.

На втором этапе осуществляется нозологическая диаг­ ностика выявленных сексуальных расстройств. Практически во всех случаях серийного сексуального поведения речь идет о расстройствах сексуального предпочтения (парафилиях).

У подавляющего большинства обследованных лиц, обвиняемых в совершении серийных сексуальных убийств, обнаруживались расстройства сексуального предпочтения (94%), квалифицированныевсоответствиисдиагностическимирубриками МКБ-10. Они были представлены сексуальным садизмом (48,89%), гомо- и гетеросексуальной педофилией (6,67%), полиморфным парафильным синдромом (в том числе редуцирован-

10