Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Профилактика_и_диагностика_злоупотребления_психоактивными_веществами

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
341.02 Кб
Скачать

31

«Козел отпущения» - это может быть как взрослый член семьи (жена), так и ребенок (сын). Больной обвиняет его в том, что из-за него он пьет, больше всего критикует его. Это та мишень на которую больной проецирует мнимую причину своего пьянства.

«Заменитель взрослого» - чаще всего функции больного алкоголизмом отца переходят к матери, но если она их не выполняет, то функции родителей ложаться на плечи детей. Эта роль опасна тем, что у ребенка нет настоящего детства и отрочества, что будет мешать его адаптации в зрелом возрасте.

«Сирота» - допустим, что функции больного алкоголизмом отца взяла на себя мать. Она несет двойную нагрузку. Эта роль занимает много энергии. Поэтому по меньшей мере один член семьи (ребенок) обнаружит, что его нужды не удовлетворяются, что он никому не нужен. Это приводит к пониженной самооценке.

«Оппортунист» - этот член семьи не желает выздоровления больного, поскольку для него алкоголизм – удобный случай, соответствующий определенным целям оппортуниста. Например, жена может чувствовать себя неадекватной, неуверенной в себе и будет бояться, что алкоголик ее бросит, если начнет трезвую жизнь и станет лучше. Опекая больного алкоголизмом, она удовлетворяет свои потребности, а выздоровление угрожало бы этому.

Изложенный взгляд на семью, как на систему позволяет сделать вывод о том, что при алкоголизме не отдельно взятый больной, а вся его семья должна стать и объектом изучения, и объектом оказания психотерапевтической и реабилитационной помощи, что повысит эффективность лечения в 2-3 раза.

Зависимость от психоактивных веществ большинством исследователей в настоящее время рассматривается как модель биопсихосоциального заболевания. Посредством психотерапевтических воздействий у родителей необходимо сформировать адекватные восприятие и действия в отношении своих детей злоупотребляющих психоактивными веществами. А.Н.Булатников, Ю.В.Валентик (1998) выделяют следующие фазы континуума состояния родительской семьи: 1. аффективная, 2. гиперконтроля, 3. экстернализации, 4. индифферентная.

1.Аффективная. При внезапности известия о наркотизации ребенка в первое время у родителей (чаще у матери) возникает реакция шокового типа. Помимо собственных психических расстройств, отмечаются выраженные вегетативные реакции: сердцебиение, побледнение или покраснение кожи, резкая потливость. Продолжительность от нескольких часов до нескольких дней.

2.Фаза гиперконтроля. В силу большой актуальности внутрисемейных отношений по типу «родитель-ребенок», у родственников подростка наркомана развивается желание максимально контролировать поведение ребенка. Продолжительность от 6 месяцев до 1,5 лет. С точки зрения

32

психотерапевтической адекватности нахождение ребенка в фазе гиперконтроля является негативным для формирования самостоятельного и ответственного решения прекращения наркотизации наркоманом. Это объясняется тем, что экстернально блокированное безынициативное состояние позволяет ребенку наркоману существовать только в зоне стремления к реализации своих внутренних потребностей, где одной и, может быть основной в этой ситуации является патологическая потребность в наркотических средствах. В этот период в родительской семье начинают формироваться признаки патологической созависимости, которые в последующем могут становиться причиной неадекватных поступков со стороны самих родителей.

3.Фаза экстернализации. Патологическая концепция болезни принимается родителями, и они начинают обвинять в том, что ребенок наркотизируется, самих себя, его друзей и знакомых, торговцев наркотиками, мафиозные структуры и даже государство. Для психотерапевтической коррекции данная фаза является самой сложной, т.к. обычные рационально-дискуссионные методики в большинстве случаев оказываются несостоятельными.

4.Фаза индифферентная. В этой фазе происходит взаимная капитуляция. Ребенок и родители начинают существовать как бы в автономных режимах. В их отношениях нарастают холодность, безразличие друг к другу. Учитывая то обстоятельство, что жизнь наркоманов является своего рода субкультуральной, где определенные межличностные отношения с родителями являются актуальными, и как это ни парадоксально, они принимают действенное участие в процессе наркотизации ребенка, то прекращение функционирования одной из структур, составляющих данную субкультуру, в частности родителей, порождает дискретность в этом сценарии. В этот период в большинстве случаев у подростка-наркомана появляется интернальная мотивация для

отказа от наркотиков, и он уже осознанно обращается за медицинской помощью. В случае рецидива заболевания родители вновь переживают вышеуказанные фазы континуума.

Огромной проблемой при естественном течении событий является относительно медленный темп достижения родителями индифферентной фазы. Желательно, чтобы индифферентная фаза наступила уже через несколько недель после того, как родители узнали, что их ребенок потребляет наркотики. Однако несмотря на психотерапевтически оправданную индифферентность при ее примитивно-вульгарной рекомендации родителям, со стороны последних, как правило, имеет место реакция агрессивного неприятия. Одновременно с этим, как показали исследования, у 77,4% подростков имеется психический инфантилизм, который в свою очередь, также является тактическим препятствием для рекомендации родителям абсолютной индифферентности. Поэтому

33

целесообразнее рекомендовать замену внутрисемейных отношений по типу «родитель-ребенок» на «взрослый-взрослый».

Максимальный терапевтический эффект в процессе лечения наркоманов отмечен в случае нахождения родителей в индифферентной фазе. Поэтому стратегической задачей психотерапии родителей больных наркоманией видится интенсификация прохождения вышеобозначенных фаз континуума с последующей инициацией процесса реструктуризации внутрисемейных отношений.

Исследователи убеждены, что структура, экономическое положение семьи, в которой вырос человек, стиль его взаимоотношений с родителями и первые шаги на пути социализации имеют большое значение для вероятности развития алкоголизма и наркомании. При изучении контактов внутри семьи выяснилось, что 54,1% семей, эти контакты не выходили за рамки бытовых потребностей, такую семью авторы называют «фасадная семья». Общие интересы, участие в решении возникших проблем, беседы на темы, выходящие за рамки быта (политика, литература, спорт и т.д.), все это в семьях больных алкоголизмом сведено к минимуму.

Многочисленные психологические исследования выявили одну закономерность, типичную для всех конфликтных семей, независимо от применявшихся методов исследования – нарушение социальной перцепции, восприятия друг друга членами семьи. Родители в конфликтных семьях не знают своих детей, дети родителей, приписывая друг другу преимущественно отрицательные качества. В нормальных здоровых семьях этого нет, и родители и дети дают характеристику друг другу, близкую к действительности.

У некоторых типов наркоманов отчетливо проявляется материнское влияние. Их побуждает лозунг легкомысленной матери: «Я знаю, что сын любит мать, а больше меня ничего не интересует». Людям увлекающимся наркотиками, необходимо приказание прекратить прием наркотиков, что равносильно распоряжению покинуть мать и жить по своему. На этом принципе основана система излечения наркоманов которая называется Синанон, где сценарное предписание матери гласит: «Не покидай меня!», а Синанон предлагает: «Останься здесь!».

В литературе неоднократно отмечалось активное стремление наркоманов вовлекать в свой круг как можно больше «новичков». Здесь, кроме частной материально-прагматической мотивировки – обеспечение себе условий для добычи наркотиков путем вовлечения новых членов в наркогруппу – имеет место и более общая, не всегда осознаваемая мотивация к экспансии, расширению «своих» рядов, созданию «сети» соратников и сподвижников. Такая наркофильная сеть выступает как социальная поддерживающая псевдоадаптивная сеть, играющая роль значимого личностно-средового копинг-ресурса. В ней больной стремиться получить поведенческую и эмоциональную поддержку, понимание, симпатию, реализует потребность в аффилиации (стремление человека быть в обществе «принимающих его» других людей.

34

Еще одной причиной, играющей значительную роль в распространенности злоупотребления алкоголем и наркотиками, является пермиссивность или разрешаемость употребления психоактивных веществ. В настоящее время в различных странах мира отношение общества и государства к употреблению наркотических средств кардинально отличается, от абсолютно непримиримого, вплоть до смертной казни (Иран, Тайланд, Китай) до полной либерализации (Голландия, Испания). В нашей стране, в образовательных учреждениях под видом профилактических программ часто внедрялись и до сих пор продолжают внедряться программы скрытой пропаганды наркотиков. Все это в совокупности привело к формированию молодежной культуры с высоким уровнем толерантности к наркотикам и их потребителям.

В нашей стране, на протяжении последнего столетия, отношение к алкоголю менялось в зависимости от государственной политики. В 1914 году в связи с начавшейся мировой войной царское правительство было вынуждено ввести запрет на продажу крепких спиртных напитков, что повлекло за собой массовое самогоноварение. Затем известная компания по борьбе с пьянством и алкоголизмом, начавшаяся в 1985 году. И, наконец ситуация, которую мы имеем на сегодняшний день, когда прилавки магазинов заполнены низкокачественными напитками, зачастую изготовленными на нелегальных минизаводах. Ситуация с употреблением наркотических средств, на территории бывшего Союза, также различалась. В среднеазиатских и кавказских республиках, где употребление алкоголя запрещено Кораном, к курению конопли, в силу традиций, относились более приемлемо.

Всовременной России ситуация в отношении употребления наркотиков кардинально менялась в течение последних лет. Закон Верховного Совета РСФСР 1991 года, фактически легализовал употребление наркотиков, что моментально осложнило наркоситуацию в стране, только с принятием левого закона, в апреле 1998 года, отношение к лицам употребляющим наркотики вновь ужесточилось. Количество наркозависимых в России неуклонно увеличивается, а определенные структуры заинтересованные в этом начинают лоббировать антинаркотические законы, оказывая давление на различные круги власти, с целью недопустить принятия мер противодействующих незаконному обороту наркотиков.

Говоря о роли пермиссивности в распространенности наркотизации и в механизме нормирования зависимых состояний, необходимо выделить несколько его основных вариантов: семейная, субкультуральная, этническая, государственная.

Внастоящее время различные формы аддиктивного поведения широко распространились в ряде регионов мира, в том числе и нашей стране. Эффективная профилактика различных форм зависимости невозможна без учета общих механизмов этих явлений. В основе профилактических мероприятий должны находиться интегративные, холистические подходы,

35

исходящие из комплексного многостороннего характера аддиктивной проблемы. Эта проблема имеет разные стороны – медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую, юридическую и др. Каждая из сторон проблемы аддиктивного поведения требует квалифицированных профессиональных подходов, по нашему мнению наиболее действенными методами медико-социальной превенции наркотической зависимости являются:

1.Непримиримое (нонпермиссивное) отношение к наркотикам и алкоголю, культивируемое начиная с семьи и заканчивая государством.

2.Подходы ориентирующиеся на правильное гармоничное воспитание

всемье и школе.

3.Дискредитация деструктивных форм аддикции в подростковой субкультуре и придание значимости валеоцентристским тенденциям.

4.Антинаркотическое воспитание должно основываться на дифференцированном подходе к аудитории и высоком профессионализме лектора.

5.Разработка стратегий адаптивного копинг-поведения с целью укрепления здоровья, предупреждения развития аддикции. Копинг – или преодоление стресса, совладание с ним рассматривается как деятельность личности по поддержанию и сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям.

6.Использование в работе нетрадиционных методов профилактики (экскурсии в анатомический музей, демонстрация наркологических больных студентаи и др.).

7.Психотерапевтическая работа с созависимыми членами семьи. Специально проведенными эпидемиологическими исследованиями

было показано, что даже небольшое воздействие, направленное на снижение употребления наркотиков в обществе в целом, оказывается более эффективным, чем более массивное воздействие только на наркотическую зависимость. Это явление получило название «парадокс профилактики» (Krietman, 1986; Cherpitel, 1993). В соответствии с данной закономерностью утверждается, что при всей важности и необходимости вторичной и третичной профилактики злоупотребления наркотиками, приоритетной должна быть первичная профилактика.

Таким образом, сложившаяся в РФ достаточно напряженная наркоситуация требует серьезной реорганизации всех направлений профилактики наркоманий и противодействия злоупотреблению наркотиками. Это возможно достичь только при принятии взвешенной государственной антинаркотической политики, которая будет основана на соблюдении интересов и каждого конкретного больного наркоманией, его семьи и всего общества в целом.

36

Литература

1.Дудин И.И. Клиника эфедроновой наркомании у больных с различным наркологическим анамнезом: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Москва, 1991. 22 с.

2.Дудин И.И. К вопросу о пермиссивности каннабиса // Журнал Наркология. – 2007. - №. 4. – С. 65-67.

3.Дудин И.И. Центры социально-психологической адаптации как первичное звено всех форм профилактики патологических форм зависимости //Третий Национальный конгресс по социальной психиатрии, посвященный 150-летию со дня рождения В.П.Сербского.

– 2008. С. 62. (в соавт. с Клименко Т.В., Двориным Д.В., Поповой А.П.).

4.Дудин И.И. Зависимость от каннабиноидов в структуре сочетанной психической патологии по данным отдаленного катамнеза (клинический, клинико-эпидемиологический и социодемографический аспекты): Автореф. дис. …д-ра. мед. наук. Москва, 2009. 30 с.

5.Клименко Т.В. Социально-правовые аспекты профилактики //Бюллетень «Нарком». – 2009. - № 2. С. 2-5.

6.Наркология: национальное руководство /Под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 720 с.

7.Погосов А.В., Мустафетова П.К. Опийные наркомании: История учения, этнокультуральные аспекты, клиника, лечение. – М.: Белые альвы, 1998 – 192 с.

8.Пятницкая И.Н. Клиническая наркология. – М.: Медицина, 1975. – 334 с.

9.Пятницкая И.Н., Найденова Н.Г. Подростковая наркология. – М.: Медицина, 2002. – 256 с.

10.Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике. М.: Генезис, 2001. – 216 с.