Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Психиатрия и наркология для детей и взрослых (доп.) / Зависимость_от_психоактивных_веществ_в_детском_возрасте_Каражанова

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
334.54 Кб
Скачать

раздражительностью и эксплозивностью, метеотропность. С другой стороны у части пациентов подросткового возраста после длительного (6-8 мес. и более) воздержания от употребления психоактивных веществ перечисленные выше симптомы нивелируются, практически не наблюдаются, за исключением аффективной неустойчивости и, в ряде случаев, невыраженной астенической симптоматики.

Вместе с тем существует обоснованное мнение о необратимости проявлений психоорганического синдрома: “Подобный тип течений является вообще малохарактерным для психоорганического синдрома, ...и при хронических экзогенных воздействиях в периоде становления психорганического синдрома не наблюдалось заметного регрессирования симптоматики ... даже когда действие экзогенных факторов было устранено”. Б.П.Пивень (1998), автор данного вывода, оперирует наблюдениями, составленными на основе изучения психоорганического синдрома у лиц зрелого возраста, и по этой причине игнорирует влияние возрастного фактора. Исследователи, работающие в области психиатрии детского и подросткового возраста, указывают, что резидуально-органические расстройства в этом возрасте имеют более или менее выраженную тенденцию к редукции патологических изменений, их “сглаживанию и обратному развитию” (В.В.Ковалев, 1995, В.А.Колегова, 1973, Г.Е.Сухарева, 1998). Кроме того, необходимо учитывать, что клиника психоорганического синдрома у подростков имеет свои особенности, которые зависят от того, на каком этапе развития мозговых систем и функций произошло вредное воздействие на головной мозг, в результате чего появляются симптомы, свойственные тому или иному “уровню возрастного нервно-психи- ческого реагирования”. Для младшего школьного и препубертатного возраста (7-12 лет - аффективный уровень реагирования) характерны синдромы повышенной аффективной возбудимости, уходов, бродяжничества, повышенное влечение к новым впечатлениям (“сенсорная жажда”); у подростков (12-16 лет - эмоционально-идеаторный уровень реагирования) на первый план в клинике психоорганического синдрома наиболее часто

41

выступают эмоционально-волевые расстройства личности, которые выражаются, согласно выводам Г.Е.Сухаревой (1998), недостаточностью высших свойств личности (отсутствие интеллектуальных интересов, эгоизм, несформированность нравственных установок и т.д.), то есть речь идет о психопатоподобном варианте психоорганического синдрома. В этом слу- чае наиболее часто встречаются синдромы психической неустойчивости и повышенной аффективной возбудимости.

Работы кафедры детской, подростковой психиатрии, медицинской психологии и наркологии Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, посвященные проблемам наркологии раннего возраста (Н.Е.Буторина 1982, Е.Б.Занин, 1990, Л.С.Рычкова, 1985), еще раз подтверждают, что токсическое воздействие психоактивных веществ на нейрофизиологические системы, особенно в периоды наиболее интенсивных изменений общей и нервной реактивности (в возрастные критические периоды), формирует не только специфику возрастных клинических закономерностей. Раннее употребление ПАВ, взаимодействуя с процессами возрастного созревания систем мозга, с этапами общего и психического онтогенеза, приводит к нарушению индивидуального развития - дизонтогенезу, который развертывается по типу поврежденного психического развития. Основой такого дизонтогенеза является возникновение и прогрессирование признаков токсической энцефалопатии.

В.А.Михайленко (1990) в своей работе пишет: “Организм ребенка находится в постоянном развитии, его органы и системы с возрастом изменяются. Возникающие, в условиях непрерывного роста и бурной перестройки организма заболевания, различные перегрузки, психические и физические травмы, а так же случайное или умышленное употребление ПАВ приносит детям значительно больший вред, чем взрослым. Изменения отчетливо видны во внешнем облике”.

Н.А.Башкирова (1998), Э.А.Бабаян, М.Х.Гонопольский (1990) отмечают особо вредное воздействие ПАВ на растущий организм: более быстрое, чем у взрослых привыкание (в

42

3-4 раза), развивающиеся стойкие изменения крови, стенок сосудов головного мозга. И, как следствие, катастрофически быстро формирующееся органическое поражение центральной нервной системы, глубина которого варьирует от легкого органического снижения до выраженного слабоумия с эпилептиформными расстройствами, грубыми двигательными и трофическими нарушениями, что в короткие сроки приводит больных к инвалидности (Л.Е.Ломоватский, 1988).

По данным М.Х.Гонопольского (1987) злокачественное течение объясняется воздействием интоксикации на растущий организм. В клинике выделяется, в связи с нарушением питания, общее физическое недоразвитие, малокровие, гастриты, легочные патологии (Г.Н.Носов, 1991, Д.Ж..Тойжанова, 2001).

В.Б.Альтшуллер (2000) в своей работе, подытоживая возможные последствия наркотизации, делает выводы о том, что чем раньше состоялось знакомство с наркотиками, тем тяжелее и необратимее последствия их употребления. В этом слу- чае вступает в силу известный из клиники детской психиатрии закон Клерамбо: чем раньше (по возрасту) и массивнее оказывается токсическое воздействие, тем тяжелее его последствия (цит. по А.В.Надеждину, 1999).

4.3. Динамика личностных изменений при длительной наркотизации у несовершеннолетних

Н.Е.Буторина (2002) в своей работе отмечает, что на ранних этапах алкоголизма когнитивный статус, уровень интеллектуального развития характеризуется задержками общего психического и интеллектуального развития. Степень задержки определяется тяжестью церебрально-органической патологии. По данным исследователей, на ранних стадиях заболевания и при благоприятном типе течения с умеренной прогредиентностью алкогольного заболевания выявляется, главным образом, задержка темпа развития со снижением когнитивной продуктивности.

Пятницкая И.Н. в своей работе описала результат действия токсического фактора на детский организм, в частности, на

43

дальнейшее психическое развитие, результат которого зависит от того, на каком этапе развития ребенка произошло действие вредного фактора. “При исключительно редкой алкоголизации 4-5 летних детей спустя 1-2 года мы видим картину имбецильности: неразвитая речь, моторная неловкость, неспособность самообслуживания, отсутствие гигиенических навыков. Действие токсического фактора в возрасте 6-7 лет, на этапе игровой деятельности, приводит к тому, что спустя несколько лет ребенок продолжает находиться на этом уровне развития, не достигая следующего. В дальнейшем они не обнаруживают способности к целеполаганию, его деятельность хаотична и по существу остается игровой. Задержка созревания личности может выглядеть внешне и как вполне благополучное состояние. Так, свободное, постоянное, повторяющееся выполнение какой-либо ручной функции создает впечатление виртуозности. Это – умение из тех, которые сохраняются и поддерживаются всю жизнь, без желания следующего шага в мастерстве. С возраста 8-10 лет ребенок приобретает способность ставить перед собой задачи, отдаленные от имеющейся ситуации. Постепенно эти задачи отдаляются от сенсорного опыта, приобретают идейный смысл, – возникают цели идеального, социального, внечувственного смысла, значимости. Токсическое воздействие на протяжении этого периода, очень важного для формирования человека как социального существа, способствует появлению личности социально нестабильной. Возраст 7- 11 лет – период аффективного развития. Нарушения этого развития проявляются в последующем быстротой эмоциональных срывов, неустойчивостью, легкостью возникновения грубых аффектов, неспособностью к эмоциональному резонансу – сердечности, сочувствию (И.Н.Пятницкая, 1988).

Вышеперечисленные предикторы наркомании в конечном итоге приводят к развитию так называемой “наркоманической” личности. Ряд ученых пришли к выводу, что независимо от вида употребляемого наркотика по мере наркотизации индивидуальные личностные характеристики нивелировались, больные ста-

44

новились все более похожими друг на друга, у них формировался своеобразный наркоманический дефект. Последний характеризовался нарастающими аффективными расстройствами в виде дисфорических или апатико-абулических депрессий, аффективной лабильности, преобладанием истеровозбудимых форм реагирования, психосоциальной дисфункцией в виде постепенного угасания интересов, различными аномалиями эмоционально волевой сферы, расстройствами сферы влече- ний, в том числе сексуальной расторможенностью. Были выражены морально-этическое снижение и интеллектуально-мне- стические расстройства, которые имели транзиторный характер. Все это, в совокупности, объединяло изученных больных по характеру изменений личности в одну группу, которая была квалифицирована как “наркоманическая” личность (А.А.Козлов, М.Л.Рохлина, 2000, Н.Н.Иванец, И.П.Анохина, О.Ф.Львова, 1999, Ю.А.Захаров, 1999, С.В.Березин, К.С.Лисецкий, И.Б.Орешникова, 2000, Ф.Швец, 1971, А.М.Селедцов, 1994, И.В.Стрельчук, 1956, А.Н.Ланда, 1989, Л.Н.Благова, 1993, T.Dimoff and S.Carper, 1992, M.P.Dawkins, 1997, R.A.Spitz, 1945, T.Anders, A.Saden, 1995).

М.Л.Рохлина (1995), говоря о медицинских последствиях наркомании, указывает на снижение “уровня личности” у 82% больных, заострение преморбидных черт характера у 24%, психопатоподобные нарушения у 30,8%, деградацию личности у 17,2%.

Исследования Deborah S.Hasin, K.D.Trautman и др. (1996) показали у больных наркоманиями эпизоды большой депрессии, дистимии, а также разнообразные тревожные состояния: панические реакции, агорофобию с паникой и без нее, генерализованную тревогу, социальную фобию. Все это могло соче- таться с патологией пищевого поведения (анорексией, булимией, жаждой) и личностными нарушениями (антисоциальными тенденциями, характерологическими расстройствами). Ряд авторов выделили некоторые личностные особенности в зависимости от вида употребляемого наркотика. Так T.W.Estroff, M.S.Gold (1986), К.Das, V.K.Varma, A.K.Malhorta, R.Dang,

45

R.Nehra (1988) находили, что хронические потребители конопли обладают замедленной реакцией при решении перцеп- тивно-моторных задач, оказываются недееспособными в решении профессиональных, социальных и личных проблем. S.M.R.Malfish, A.Krone (1990), сравнивая уровень тревожности и склонность к гневным реакциям у пациентов, злоупотребляющих различными психоактивными веществами (опий, кокаин, конопля, алкоголь), обнаружили, что наиболее высокий уровень тревоги имеется у опийных наркоманов, а гневливость наиболее всего выражена у лиц, употребляющих кокаин.

В.В.Бориневич (1963) указывал, что личность наркомана изменяется не только под влиянием токсических эффектов наркотика, но также и под влиянием ряда социальных факторов. Употребление наркотиков ставит больного в особое положение в семье и обществе, делает его отщепенцем, озлобляет его. Наркоман уходит в себя, он заботится только о получении запаса наркотических веществ. Страх перед абстинентным синдромом становится основным фоном психической деятельности наркомана, что неизбежно приводит к изменению личности. Об этом также писали М.Я.Серейский, М.О.Гуревич (1946), И.М.Елисеев (1976).

При алкоголизации подростков особенно быстро наступает психопатизация. В этот период легко присоединяется злоупотребление другими наркотическими веществами (В.А.Гурьева, В.Я.Гиндикин, 1980). А.В.Надеждин (2002) отмечает у подростков более глубокую, по сравнению с взрослыми больными, социальную дезадаптацию.

Н.Swadi (1990) отмечал, что “экспериментирование” с наркотиками вызывает неблагоприятные изменения в поведении несовершеннолетних, и чаще всего является началом дальнейшего злоупотребления ПАВ. В результате, при психологическом исследовании у них выявляется снижение активного внимания, истощаемость физических функций, заторможенность мышления, снижение высших эмоций (Г.Н.Носов, 1991, Д.Ж.Тойжанова, 2001).

46

И.Н.Абшаихова (1992) нашла, что наркотизирующиеся подростки хуже учатся, у них чаще наблюдаются нарушения нормативности и эмоциональные расстройства, низкий интерес к традиционной общественной деятельности, которой руководят взрослые. У них часто отмечаются выраженные психические

èпсихологические нарушения. То есть практически для детей

èподростков также характерно развитие “наркоманической” личности. При этом учеными была отмечена такая закономерность, как то, что данные изменения личности происходили зна- чительно быстрее у молодых лиц, нежели у взрослых наркоманов. Также высказывалось мнение о том, что незрелая лич- ность значительно быстрее подвергается токсическому воздействию психоактивного вещества (А.А.Козлов, М.Л.Рохлина, 2000, Н.Н.Иванец, Ю.А.Захаров, 1999, Л.Н.Благова, 1993, T.Dimoff and S. Carper, 1992, M.P.Dawkins, 1997).

5. Резюме

Таким образом, анализ литературы подтверждает тенденцию роста наркотизации лиц детского и подросткового возраста, а также недостаточную изученность данного направления.

Хорошо изучены основные аспекты подростковой наркологии, прежде всего, особенности клинической картины зависимости от различных ПАВ, абстинентного синдрома, последствия наркотизации несовершеннолетних.

Что касается детской наркотизации, то здесь достаточно хорошо изучен комплекс факторов, приводящих к развитию химической зависимости от различных психоактивных агентов. Необходимо отметить единичные данные, где были приведены некоторые особенности клинической картины и последствия зависимости от различных ПАВ, начавших регулярное употребление до 12 лет. В этих работах были высказаны возможные тенденции изменения некоторых синдромов и симптомов при развитии наркозависимости у детей. Однако, в доступной литературе, отсутствует описание различий между группами пациентов, начавших систематическое употребление ПАВ в различные возрастные периоды.

47

Список использованной литературы

1.Абшаихова И.Н Клинические и психосоциальные особенности формирования гашишной наркомании у подростков. - Санкт-Петербург, 1992. – С.8-33.

2.Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных. – Москва: Медицина, 1988. – 434 с.

3.Альтшуллер В.Б., Надеждин А.В. Наркомания дорога в бездну. – Москва, 2000. - Ñ.28-29.

4.Анохина И.П., Арзуманов Ю.Л., Коган Б.М. и др. Особенности вызванной электрической активности мозга и функций катехоламиновой системы как маркеры предрасположенности к формированию зависимости от психоактивных веществ // Вопросы наркологии. - 1999. - ¹2. -

Ñ.45-51.

5.Артифексова А.А. Медико-биологические аспекты вредных привычек. - Нижний Новгород, 1995. - С.2-3.

6.Артюхов С. Бездна: пьянство, наркомания, СПИД. – Москва, 1988. - Ñ.163-178.

7.Арзуманов Ю.Л., Абакумова А.А., Колотыгина Р.Ф., Наговицына И.Л., Тверицкая И.Н., Анохина И.П. Исследование когнитивной функции у больных алкоголизмом, имеющих наследственную предрасположенность к этому заболеванию // Вопросы наркологии. - 1999. - ¹3. - С. 47-50.

8.Асанова Л.М. Нарушения поведения у детей и подростков. – Москва, 1981. – Ñ.97-101.

9.Бабаян Э.А., Гонопольский М. Х. Наркология. – Москва, 1987. - 336 с.

10.Багаева Н.В. О борьбе с вредными привычками в школе // Предупреждение вредных привычек у школьников. - Москва: Èçä-âî ÀÏÍ ÑÑÑÐ, 1998. - ¹ 45 - Ñ.85.

11.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. - Москва.: Семья и школа, 1995. – 248с.

12.Балашова Т.И., Макаров В.А. Структура и динамика острых отравлений ПАВ у детей в городе Астрахани // Современные проблемы наркологии. – 1999. - ¹ 4.- Ñ.17-23.

48

13.Башкирова Н.А. Подростковая наркология. – Че- боксары, 1998. - Ñ.2-3.

14.Березин С.В., Лисецкий К.С., Орешникова И.Б. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. - Москва, Издательство института психотерапии. 2000. -

Ñ.15, 19, 24, 25, 34, 35, 48, 56, 67, 75, 79, 97.

15.Бикмаматова Н.Х. Особенности формирования наркомании у лиц с различными преморбидными особенностями личности //Тезисы докладов научно-практической конференции невропатологов и психиатров Киргизии. Ч. 1. Вопросы наркологии. — Фрунзе, 1980.- С.13-15.

16.Билибин Д.П., Дворников В.Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. - Москва, изд. Университета дружбы народов, 1991. - С.5.

17.Битенский В.С., Херсонский Б.Г., Дворяк С.В., Глушков В.А. Наркомании у подростков. – Киев, 1989. – 216 с.

18.Благов Л.Н. Эмоциональные расстройства в клинике опийной наркомании //В сб.: Материалы межд. на- учн. конф. - Гродно, 1993. – Ñ.301-302.

19.Божович Л.И. Личность и е¸ формирование в детском возрасте. - Москва, 1968. - Ñ.247-292.

20.Бориневич В.В. Наркомании. - Москва, 1963. - 275 с.

21.Бохан Н.А., Глазырина Н.И, Мандель А.И. Обзор современных методов исследований и реабилитации больных наркоманиями //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2000. - ¹4. - С.55.

22.Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: Èçä-âî ÌÃÓ, 1984. - 146 ñ.

23.Бугаев К.Е., Марнусенко Н.Н., Шепило И.Н. Возрастная физиология. - Ростов-на-Дону, 1975. - С. 60-61, 106-107.

24.Буторина Н.Е., Золотаревская Г.М., Рычкова Л.С. Медико-биологические и социально-гигиенические аспекты раннего алкоголизма: Информац. бюллетень. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1981. - 48 с.

49

25.Буторина Н.Е. Возрастные особенности алкоголизма (ранний алкоголизм): Учеб. пособие для врачей-курсан- тов. - Л.: Изд-во ЛенГИДУВа, 1986. - 40 с.

26.Бушев И.И., Карпова М.Н. Диагностика токсических поражений головного мозга методом компьютерной томографии //Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. - 1990. - ¹ 90 (2). - Ñ.107-109.

27.Валентик Ю.В., Зыков О.В., Цетлин М.Г. Теория и практика медико-социальной работы в наркологии. - Фонд НАН.М, 1997. - С.40.

28.Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В., Гериш А.А., Дудко Т.Н., Тростанцкая Г.Н. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами //Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. –Ò.12, ¹2. - Ñ.31-35.

29.Ведищева М. М., Рыбакова Л. Н., Цетлин М. Г. Принципиальные вопросы проведения антинаркотической профилактики среди детей. Данные из Интернета.

30.Волошин В.М., Казаковцев Б.А., Шевченко Ю.С., Северный А.А. Состояние и перспективы развития детской психиатрической службы в России. //Социальная и клиническая психиатрия. – 2002. - Т. 12, ¹2. – Ñ.5-9.

31.Вострокнутов Н.В. Токсикоманическое поведение — проблема комплексного взаимодействия в наркологии //Актуальные вопросы наркологии. Тезисы республ. совещания наркологов 24-25 апреля 1989 года. — Ашхабад, 1989. - С. 5-7.

32.Вроно М.Ш. Шизофрения у детей и подростков. – Москва: Медицина, 1971. – 345 с.

33.Врублевский А.Г., Кузнец М.Е., Мирошниченко Л.Д. Динамика и прогноз наркологической ситуации на территории Российской Федерации //Актуальные проблемы ме- дико-социальной реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией. Сборник научных работ. — Москва - Орел, 1994. - ¹4. - С.б5-68.

34.Врублевский А.Г., Рохлина М.Л., Власова И.Б., Петракова Л.Б., Чуркина Н.Б. Медико-социальный прогноз не-

50