Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Нелинейные металлоксидные полупроводники

..pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
10.11 Mб
Скачать

X. С. Валеев, В. Б. Квасков

НЕЛИНЕЙНЫЕ

МЕТАЛЛОКСИДНЫЕ

ПОЛУПРОВОДНИКИ

МОСКВА ЭНЕРГОИЗДАТ 1983

ББК 31.264.7

В15

УДК 62Г315.612

Р е ц е н з е н т ы Л. Р. Зайонц, В. М. Петров

Валеев X. С., Квасков В. Б.

В 15 Нелинейные металлоксидные полупроводники.— М.: Энергоиздат, 1983.— 160 с., ил.

50 к.

Книга посвящена

новой перспективной

области

полупроводнико­

вой техники — нелинейным

оксидным керамическим

полупроводникам,

которые используются

для

изготовления

резисторов с

нелинейной

вольт-ампер ной характеристикой (варисторов). Рассмотрены

все основ­

ные аспекты проблемы, включая физику нелинейных процессов, ма­ териаловедение, технологию н применение полупроводников с нели­ нейными характеристиками.

Для инженерно-технических и научных работников в области раз­ работки и применения варисторов, низковольтных разрядников к дру­ гих элементов с нелинейной вольт-амперной характеристикой.

2403000000-310

11*8Г

ББК 31.264.7

й05Н01)-8|

 

6П2.1.082

ХАДЫ САБИРОВИЧ ВАЛЕЕВ, ВАЛЕРИЙ БОРИСОВИЧ КВАСКОВ

Нелинейные металлоксидные полупроводники

Редактор В. В. Г о р б а ч е в

Редактор издательства Н. Б. Ф о м и ч е в а Обложка художника И. Е. С а й к о

Технический редактор О. Д. К у з н е ц о в а

Корректор Н. А. С м и р н о в а

ИБ № 851

Сдано в набор 23.08.82.

Подписано в печать 07.02.83.

Т-02975

Формат 84 X Ю8‘/аа

Бумага типографская Кя 2

Гарнитура литературная

Печать высокая

Уел.

печ. л. 8,4

Уел. кр.-отт.

8,61

Уч.-нзд. л. 9,94

Тираж 4003 эхз.

 

 

Заказ 233

Цена

50 к.

Энергоиздат, 11314, Москва, М-114, Шлюзовая наб.( 10

Ордена Октябрьской Революции н Трудового Красного Знамени Пер­ вая Образцовая типография имени А. А. Жданова Союзполиграфпроиа при Государственном комитете СССР по делам издательств, полигра­ фии и книжной торговли. Москва, М-54, Валовая, 28

© Энергоиздат, 198В

Предисловие

Исследования неомических явлений в металлоксидных полупроводниках привели к созданию новой, быстро раз­ вивающейся области полупроводниковой техники, связан­ ной с производством и применением оксидных варисторов. Сфера применения их очень обширна и простирается от си­ ловых устройств электротехники до цветного телевидения и интегральных схем. В данной книге впервые системати­ зированы вопросы, относящиеся к разработке и применению нелинейных оксидных полупроводников. Последовательно рассмотрены физические явления в межкристаллитных кон­ тактах, приводящие к нелинейности вольт-амперных ха­ рактеристик. Изложены физико-химические основы синтеза нелинейных полупроводников, кратко освещены технологи­ ческие особенности и наиболее интересные практические приложения.

Доктором техн. наук, проф. X. С. Валеевым и канд.

физ.-мат. наук В. Б.

Квасковым

совместно

написаны

§ 8 , 11, 25

и 27—29.

Остальные

параграфы

написаны

В. Б. Квасковым.

 

 

 

Авторы

выражают

благодарность канд.

техн. наук

Е. К. Смирновой за фотографии микроструктур в электрон­ ном микроскопе и инж. Э. П. Богданис за измерения теп­ лоты фазовых переходов.

Авторы благодарны рецензентам — канд. техн. наук Л. Р. Зайонцу и канд. физ.-мат. наук, доц. В. М. Петрову за полезные замечания, а также научному редактору канд. физ.-мат. наук, доц. В. В. Горбачеву.

Авторы заранее признательны за все пожелания и кри­ тические замечания по содержанию книги, которые будут высказаны, и просят присылать их по адресу: 113114. Москва, 113114, Шлюзовая наб., д. 10, Энергоатомиздат.

Авторы

Введение

Развитие электротехники и электроники в значительной степени связано с расширенным применением нелинейных элементов — приборов и устройств, эксплуатационной хаг рактеристикой которых является существенно нелинейная функциональная зависимость. Нелинейная связь между такими парными характеристиками, как намагниченность— магнитная индукция в ферритах, поляризация — напряжен­ ность поля в сегнетоэлектриках и некоторыми другими, привела к появлению специальных разделов физики твер­ дого тела и новых областей техники.

Представляется по-своему удивительным тот факт, что наиболее очевидный нелинейный эффект — симметричная нелинейная вольт-амперная характеристика (ВАХ), обна­ руженная вслед за своим антиподом — законом Ома полто­ ра века назад (Мунк, 1835),.нашла применение лишь в по­ следние десятилетия.

Известно, что подавляющее большинство полупровод­ никовых приборов обладает униполярной электропровод­ ностью. Основной структурной единицей современного по­ лупроводникового прибора является асимметричный потен­ циальный барьер (р-п переход, барьер Шоттки, МДП-струк-

тура и т. д.), с которым связана асимметричная ВАХ. Вме­ сте с тем по мере развития полупроводниковая техника все более нуждается в устройствах, работающих с импуль­ сами произвольной полярности. Так, одной из насущных задач является поглощение энергии коммутационных пуль­ саций (которые принципиально неустранимы) с целью ста­ билизации напряжения и защиты приборов и элементов цепей. Это в свою очередь требует создания нелинейных резисторов с симметричной ВАХ и большой рассеиваемой мощностью, т. е. возвращает нас к уже известным нелиней­ ным свойствам некоторых поликристаллическнх оксидных полупроводников. Таким образом, стремительный прогресс металлоксидных варисторов (МОВ) в последние годы под­ тверждает существование своего рода «обратных связей» в истории полупроводниковой техники.

Функциональные возможности симметричных нелиней­ ных элементов очень велики. В схемах с этими приборами могут быть реализованы стабилизация напряжений, огра­ ничение токов, переключение и память, защита от перена­ пряжений и искрогашение на контактах, умножение ча­ стоты, амплитудная и частотная модуляция сигналов, управление электролюминесцентными индикаторами и жид­ кокристаллическими дисплеями и многие другие практи­ чески важные приложения.

Нелинейность ВАХ рассматриваемых оксидных полу­ проводников принадлежит к контактным явлениям и свя­ зана с межкристаллитными потенциальными барьерами, возникающими вследствие модуляции энергетических зон полупроводника полем заряженных примесей и дефектов, адсорбированных на межкристаллитной границе. Сущест­ венно при этом, что для создания таких симметрично­ барьерных структур не требуется специальных технологи­ ческих процессов, так как они возникают в силу естествен­ ной поликристалличности материала.

Технология МОВ, хотя и обладает специфическими осо­ бенностями, является типично керамической технологией, что обеспечивает невысокую стоимость приборов и делает наблюдаемые в них неомические эффекты по-своему уни­ кальными.

Исследования нелинейных ВАХ оксидов берут свое на­ чало в работах О. В. Лосева, выполненных в 20-х годах в знаменитой нижегородской радиолаборатории. О. В. Ло­ сев обнаружил значительную и зачастую симметричную (без выпрямления) нелинейность ВАХ оксида цинка ZnO в контакте с различными проводниками (графит, стальная игла и др.). В сущности была обнаружена неомическая электропроводность, обусловленная поверхностными со­ стояниями. В схеме с последовательно присоединенными резисторами удавалось наблюдать S-образные ВАХ и свя­ занную с ними генерацию электромагнитных колебаний на участке с отрицательньш дифференциальным сопротивле­ нием. Схема Лосева, получившая за рубежом название «кристадин», была поначалу даже расценена как первый твердотельный усилитель. Симметричная нелинейность ВАХ тогда не привлекла внимания. Вторично неомические свойства оксидов были открыты в нашей стране в 60-х го­ дах [1, 2], тогда же были разработаны первые цинкоксидные варисторы с небольшим коэффициентом нелинейности. В последующие годы было синтезировано большое коли­ чество нелинейных полупроводников на основе ZnO. Этап­ ным с точки зрения технологии явилось создание высоко*.

нелинейных цинкоксидных материалов, ВАХ которых по крутизне не уступает ВАХ стабилитрона.

На рис. 1 представлены для сравнения ВАХ варисторов из SiC, Se, Si и MOB, иллюстрирующие преимущества по­ следнего как по допустимым токам, так и по степени не­

линейности,

характеризуемой

коэффициентом

нелинейно­

сти р из аппроксимационной формулы

 

Uр

 

 

 

 

Химической основой большинства нелинейных оксидных

полупроводников

является

оксид

цинка, легированный

и

 

 

 

 

 

ионами

различных

метал­

80

 

SO

 

'i j

лов. Оксид

цинка

обладает

 

 

нелинейной

ВАХ,

 

обуслов­

 

 

 

 

 

/

 

40

35

 

 

 

ленной его

специфическими

 

 

 

 

-

а!

 

__ 1

1

поверхностными

 

свойства­

 

ми.

Легирующие

примеси,

0

2QQ

Ш 600

600 U,В

из которых наиболее важ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ными с точки зрения нели­

Рис. 1. Вольт-амперные харак­

нейности

являются

Bi,

Со

теристики существующих вари­

и отчасти

Мп,

формируют

сторов: SiC

(р=5), Se № =8),

спектр

поверхностных

со­

диода Зинера

(Р= 35)

и металл-

оксидного

варистора

((3^50).

стояний и связанный с ни­

Цифры у

кривых — значения (3.

ми

обедненный

слой, опре­

 

 

 

 

 

 

деляющий

нелинейность

ВАХ. Поверхностные состояния имеют сложную структу­ ру и, по-видимому, образованы взаимодействием поверх­ ностно-активных центров с хемосорбированным кисло­ родом.

В последние годы все более широко изучаются нелиней­ ные свойства оксидных полупроводников с поляронной электропроводностью. В отличие от оксида цинка в них поверхностно-актив­ ными центрами являются регулярные ионы кристал­

лической

решетки

вслед­

 

 

ствие того

что носитель

 

 

заряда — полярон

мало­

 

 

го

радиуса— представля­

 

 

ет

собой

отчасти

мигри­

 

 

рующую

свободную

ва­

Рис. 2. Эксплуатационные

харак­

лентность,

 

которая

на

теристики современных варисторов

поверхности

неустойчива

(и к — классификационное

напря­

и

образует

локализован-

жение) .

 

 

 

ное состояние. Один из поляронных полупроводников—ле­ гированный титанат бария — применяется для повсохност-

но-барьерных варисторов (ПБВ), используемых в микро­ электронике. Приборы, изготовленные на базе этих двух металлоксидных полупроводников (ZnO и ВаТЮ3), позво­ ляют реализовать широкий диапазон рабочих характери­ стик, недостижимый для других материалов1 (рис. 2).

Дальнейшие перспективыJMOB тесно связаны с их внед­ рением .в полупроводниковую электронику, где преимуще­ ства симметрично-барьерных структур (безынерционность, пороговый характер ВАХ, возможность реализации S-об­ разной ВАХ и др.) могут обеспечить ряд новых техниче­ ских решений. Сдерживающим обстоятельством здесь пока является плохая совместимость полупроводниковой техно­ логии с типично керамической технологией дискретных МОВ. В последнее время эта задача решается двумя пу­ тями— как совершенствованием технологии пленочных ва­ ристоров, так и использованием керамических МОВ в ка­ честве подложек, одновременно функционирующих как элементы схем (например, для управления жидкокристал­ лическим дисплеем).

В заключение отметим, что используемые в МОВ не­ омические явления специфичны для оксидов как нестехио­ метрических соединений металл — кислород и не встреча­ ются в других классах полупроводниковых веществ.

1 В качестве иллюстрации приведены данные о продукции фирмы -«Мацусита электрик» (Matsushita Electric).

Г л а в а п е р в а я

КОНТАКТНЫЕ И ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОКСИДНЫХ ПОЛУПРОВОДНИКАХ

Контактные и поверхностные явления представляют со­ бой обширный класс явлений, лежащий в основе современ­ ной полупроводниковой электроники. Применительно к рассматриваемым нелинейным полупроводникам можно выделить следующие основные аспекты контактных явле­ ний. Во-первых, барьер Шоттки (контакт металл — полу­ проводник) и его ВАХ. Во-вторых, контакт между двумя идентичными полупроводниками (бикристалл), который в частном случае может содержать химически инородную прослойку. В-третьих, р-п переход (прослойка и кристал­

лит имеют противоположные знаки носителей заряда) и его пробой высоким обратным напряжением. И наконец, поверхностные состояния, также влияющие на энергетиче­ ский рельеф переходного слоя. Здесь коротко рассмотрим контактные явления и их особенности в оксидных полупро­ водниках.

1. Барьер Шоттки

При приведении в контакт металла и полупроводника между ними осуществляется перераспределение носителей заряда, вследствие чего возникает приповерхностный загиб энергетических зон полупроводника, т. е. контактная раз­ ность потенциалов, приводящая к выравниванию потоков носителей из металла в полупроводник и обратно и, сле­ довательно, к выравниванию уровней Ферми &f в полу­

проводнике и металле. Модель Шоттки предполагает, что возникающий потенциальный барьер (барьер Шоттки) определяется только разностью работ выхода металла Wm и полупроводника Ws и предсказывает, что в случае полу­ проводника п-типа при W,n>Ws контакт является выпрям­

ляющим, и при Wm<.Ws омическим (при

p-типе проводи­

мости— наоборот) (рис. 3). Поскольку

уровень Ферми

8

Рис. 3. Энергетическая диаграм­ ма контакта металл — полупро­ водник п-тнпа.

а — барьер Шоттки при UУт> W 6i

б — омический контакт при Wm< <WV, в — барьер Шоттки с уче­

том сил изображения.

в полупроводнике чувстви­ телен к легированию, часто вместо работы выхода Wb

говорят об электронном сродстве Wo — энергетиче­

ском интервале между уровнем вакуума и дном зоны проводимости (№о=

= W9-4Ff).

Однако в реальных по­ лупроводниках контактная разность потенциалов зави­ сит также от потенциала,

о п а п а и и п г л ттгиэоп vur»r*T'Uï-Tn/m

уровни в запрещенной зоне.

Заряд поверхностных состояний частично или полностью экранирует контактный потенциал, созданный разностью работ выхода Wm— UPS, в результате чего даже качествен­

ное согласие с моделью Шоттки наблюдается весьма редко.

С целью повышения точности анализа с помощью мо­ дели Шоттки вместо работы выхода часто используют электроотрицательность Е, характеризующую способность различных атомов присоединять электроны. Преимущест­ вом является большая точность определения Е (до ± 0,05), тогда как экспериментальный разброс значений работы выхода для отдельных веществ может достигать 1—2 эВ. Исследования показали, что и в этом случае модель Шот­ тки не дает правильных значений высоты барьера. Так, в ковалентных полупроводниках (Si, GaAs и др.) барьер

Шоттки может вообще не зависеть от работы выхода или. электроотрицательности металла и в этом случае целиком определяется поверхностными состояниями в полупровод­ нике. В большинстве полупроводников с ковалентной связью поверхностные состояния образуют узкую зону на расстоянии 1/Зггя от потолка валентной зоны, что приво­ дит к закреплению уровня Ферми металла при этих энер-

гиях. При этом высота барьера Шоттки перестает зависеть от типа металла, но становится пропорциональна ширине запрещенной зоны полупроводника.

Вместе с тем имеются данные, что для полупроводников, с резко выраженной ионной связью (SiOî, ZnO) высота барьера однозначно связана с электроотрицательностью металла. Например, для -ЗЮг с металлическими электро­ дами из Си, Ag, Al, Ni барьер Шоттки

Ф=Ео+Еш; Èo=2,3 эВ,

(1)

где электроотрицательность металла выражена в электронвольтах.

Значение Ео относится к SiCb и определяется усреднёнием электроотрицательностей Si и О. Для монокристал­ лов ZnO высота барьера Шоттки также отвечает выраже­ нию (1), хотя степень ионности связи в ZnO около 0,6. Та­ ким образом, модель Шоттки в применении к оксидам мо­ жет давать правильную сравнительную характеристику влияния материала электрода на высоту барьера.

Физическая природа барьерного слоя в контакте ме­ талл — полупроводник не влияет на вид расчетных ВАХ, поокольку для расчета принципиально лишь то обстоятель­ ство, что потенциальный барьер на поверхности полупро­ водника представляет собой основное сопротивление для тока через контакт.

Вольт-амперная характеристика барьера Шоттки отве­ чает выражению

1= '• [ еХр Ь й г ) ~

*] = С ехр ( - * ? )

[ ехр (Из*) -

']• Р)

где Js — плотность

тока насыщения;

U — внешнее

напря­

жение; т— 1,0-т-1,5, числовой коэффициент. С зависит от

конкретной

физической модели и в соответствии с общей

теорией термоэлектронной эмиссии — диффузии

Кровелла

составляет:

 

 

 

 

С =

el £ r —

(3)

 

1+

(vr/vd)

 

где Nc — эффективная плотность состояний в зоне прово­

димости.

В этой теории параметрами являются эффективная ско­ рость рекомбинации vr в области максимума потенциаль­

ной энергии го (рис. 3,б) и эффективная скорость диффу­ зии va, характеризующая перенос электронов от края обед­

ненного слоя гт к точке максимума потенциала го. Пред­ полагается, что область между го и поверхностью металла

Ю