Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Понятие прав и свобод.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
61.95 Кб
Скачать

13

ПЛАН

  1. Понятие прав и свобод человека: основные концепции.

  2. Классификация прав и свобод человека: основные подходы.

  3. Значение прав и свобод человека в системе права.

Список литературы

  1. Понятие прав и свобод человека: основные концепции

Права и свободы человека занимают центральное место в общей шкале гуманитарных ценностей. Они внетерриториальны и вненациональны, т.е. их признание и соблюдение, а также защита являются не внутренним делом какого-либо государства, а объектом международного регулирования.

В отношении прав и свобод человека сложилось несколько теоретических подходов. Сторонники естественно-правовой теории, со времен Аристотеля считают права человека естественными, вытекающими из неизменной природы разумного существа. В основе прав и свобод по их мнению могут быть лишь правила морали и критерии справедливости безотносительно к правовым нормам государства. Естественно, правовой подход долгое время категорически отрицался советской правовой наукой. В частности, С.С. Алексеев писал: «В соответствии с подлинным научным взглядом на общество никаких прирожденных, якобы связанных только с одной «природой человека» прав нет и существовать не может»1. Следует отметить, что постперестроечная отечественная теория права в значительной мере следует именно этой концепции. Так, и принятая в 1991 г. Декларация прав человека и гражданина, и новая Конституция России признают, что «права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, даны ему от рождения, признаются высшей ценностью и не носят исчерпывающего характера»2.

Сторонники позитивистского подхода к правам и свободам личности считают, что права и свободы граждан устанавливаются и гарантируются прежде всего государством, т.е. носят конкретно-исторический характер. Отражением этого подхода является и точка зрения известного советского теоретика права С.С. Алексеева: «О правах человека возможно говорить лишь в смысле тех социальных возможностей, той социально оправданной свободы поведения человека как общественного существа, которые определены конкретными условиями его жизнедеятельности в данной общественной системе, действием объективных социальных закономерностей»1. Интересно, что впоследствии С.С. Алексеев несколько смягчает свою позицию, называя права человека непосредственно-социальными правами. Он соглашается, что «права человека относятся к самым глубоким, первичным естественным основам бытия человека…, однако подчеркивает, что «вторжение» прав человека в самую ткань правовой системы характеризуется тем, что они начинают приобретать непосредственно юридическое значение. Этот процесс идет через механизм внутригосударственного права»2. Сторонникам позитивистского подхода были российские юристы Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский, советские правоведы В.С. Нерсесянц, В.М. Чхикварзе и др.

Существуют также дуалистическая и монистическая концепции прав и свобод человека. Дуализм заключается в том, что международное право и право отдельного государства рассматриваются как различные, но взаимосвязанные системы, влияющие друг на друга. Монистическая концепция может исходить либо из примата внутригосударственного права, либо из верховенства международного права, в любом случае рассматривая их как изолированные друг от друга системы.

Современная российская правовая наука в основном придерживается дуалистической концепции, а также выступает за примат международного права, что отражено в ст. 15 действующей Конституции РФ.

В теоретическом понимании прав и свобод человека редко делается разграничение между понятием «право» и понятием «свобода». Так, В.Н. Кудрявцев и М.С. Строгович считали: «Политическая свобода – это также право на определенный вид свободного поведения»1. Юрист В.Г. Стрекозов и Ю.Д. Казанчев также рассматривают свободу как меру возможного поведения лица, не проводя различий с понятием субъективного права личности. В то же время В.З. Пущин считает, что понятие «свобода» – «более емкий феномен, предполагающий возможность человека по своему усмотрению исповедовать идеалы, придерживаться ценностных ориентаций. В содержании свободы может входить набор нескольких прав человека»2.

Об условности разграничения понятий «право» и «свобода» говорят также юристы Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. Тем не менее, они отмечают, что «понятие «свобода» в большей мере связано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищенной от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, слова, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания). Понятие «право» в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур»3.

Дискуссионной в правовой науке является проблема различий между правами человека и гражданина. Различие между ними проводится исходя из естественно-правовой концепции. Права человека могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления. Права гражданина находятся под защитой государства. Ряд лиц вообще не имеет статуса гражданина (лица без гражданства, апатриды), тем не менее, они являются носителями прав человека, но не имеют прав гражданина. Таким образом, «права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные»4. Однако сами авторы цитируемого учебника признают, что «поскольку прирожденные права человека давно признаны всеми развитыми демократическими государствами… <постольку> …выступают одновременно и в качестве прав гражданина»1.

В юридической науке все права граждан называют еще субъективными, т.е. индивидуальными правами. «Субъективное право – это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса»2.

Многообразие подходов к пониманию прав и свобод человека не умаляет возможности и необходимости выработки и признания определенного минимума общегуманитарных и общедемократических требований к правовому и социальному положению личности.