Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

СМЕРТЬ 6 вопрос))))

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.07.2023
Размер:
147.65 Кб
Скачать

Сорокин Д. 39/2

Тема: Позиции по отношению к эвтаназии: международный и российский опыт (Лиссабонская декларация, Венецианская декларация). Аргументы «за» и «против».

Тезис: Эвтаназия — это моральное противоречие между правом на выбор и уважением к жизни

Определение

Термин «эвтаназия» происходит от греческих eu- хорошо и Thanatos- смерть и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежно больного и страдающего человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения неизлечимой боли и страданий. Сам термин «эвтаназия» ввел Френсис Бэкон. В своем первом толковании эвтаназия означала хорошую, спокойную смерть.

Международный опыт

Впервые Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) рассмотрела вопрос об эвтаназии в 1950 г. и осудила ее совершение «при любых обстоятельствах». Однако впоследствии в актах ВМА появились нормы, в известной степени, оправдывающие пассивную эвтаназию.

Так, согласно Лиссабонской Декларации прав пациента (Принята 34 Всемирной Медицинской Ассамблеей (Лиссабон, Португалия, октябрь 1981 г.) пациент имеет право, получив «адекватную информацию… отказаться от лечения», а также право «умереть достойно».

Еще одним таким документом ВМА является Венецианская Декларация о терминальном состоянии (октябрь 1983 г. Принято 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983), которая прямо обязывает врача осуществлять пассивную, в том числе принудительную (на основе волеизъявления родственников), эвтаназию: «Врач не продлевает мучения умирающего больного, в том числе связанные с неизлечимой болезнью и уродством, прекращая по его просьбе, а если больной без сознания – по просьбе его родственников, лечение, способное лишь отсрочить наступление неизбежного конца».

Нидерланды. В 2002 Нидерланды стали первой страной, легализовавшей эвтаназию. При этом эвтаназия обставляется жестким набором условий: пациент должен страдать от неизлечимого заболевания, мучиться от непереносимой боли и не иметь ни малейшего шанса на выздоровление. Больной должен высказать свое желание умереть, находясь полностью в здравом уме и продолжать настаивать на этом определенный промежуток времени. «Закон о прекращении жизни по требованию и помощи в совершении самоубийства» вступил в действие в апреле 2002 года.

Швейцария. Швейцарское законодательство разрешает «помощь в совершении самоубийства» в тех случаях, когда у «помогающих нет своекорыстных мотивов».

Уголовное законодательство, действующее с 1942 года, наказывает помощь в совершении самоубийства только в тех случаях, если больного уговаривают уйти из жизни, чтобы, например, избавиться от бремени заботы о нем, не платить за уход и лечение или поскорее получить наследство. Если ничего из вышеперечисленного доказать нельзя, то и уголовное дело не возбуждается.

Для того чтобы избежать уголовной ответственности, человек, помогающий больному уйти из жизни, должен доказать, что пациент знал, что он делает, и высказывал это желание несколько раз на протяжении определенного промежутка времени. При этом эвтаназия как таковая, то есть, когда пациент не сам принимает смертельный коктейль, а ему делает укол или дает лекарство врач или родственник, является незаконной.

Бельгия. В Бельгии эвтаназия разрешена без ограничений по возрасту. В 2002 году Бельгия следом за Нидерландами приняла закон, легализующий эвтаназию. Согласно «Закону об эвтаназии», врачи могут помочь больным умереть только в том случае, если они их давно наблюдают. Пациенты должны быть бельгийскими гражданами и постоянно проживать в стране.

Больные должны находиться в «безнадежном медицинском состоянии и испытывать постоянные невыносимые физические или моральные страдания, которые невозможно облегчить». Также пациент, знающий, что скоро впадет в вегетативное состояние(Отсутствие возможности к самопроизвольной психической активности, но сохранено АД, дыхание и другие рефлексы), может выразить желание, чтобы его жизнь в таком состоянии не поддерживали искусственно. Врач в обязательном порядке должен присутствовать у больничной кровати до «самого последнего вздоха». В феврале 2012 года Бельгия стала первой страной, легализовавшей эвтаназию для детей.

США. В США вопрос о том, разрешать ли или нет помощь в совершении самоубийства, вынесен на усмотрение отдельных штатов. В результате ее разрешили в четырех штатах, но в целом по стране она остается незаконной. Врачи Орегона имеют право прописывать препараты, которые помогут смертельно больным пациентам уйти из жизни, с 1997 года. Орегон стал первым штатом, разрешившим помощь в совершении самоубийства, приняв закон под названием «Смерть с достоинством».

Пациенты должны находиться в здравом уме и твердой памяти и быть старше 18 лет. Врачи должны прийти к заключению, что человеку остается жить не более шести месяцев. Больные должны дважды высказать желание умереть в присутствии независимого свидетеля. Позднее помощь в совершении самоубийства законодательно разрешили в штатах Вашингтон, Вермонт и Монтана.

Другие страны. В Люксембурге эвтаназия и помощь в совершении самоубийства разрешены с 2009 года. Законодательство похоже на то, которое принято в Бельгии. В нем подчеркивается «право врачей на свободу совести».

В Германии на настоящий момент врачи не имеют права выписывать лекарства, помогающие уйти из жизни.

В Азербайджане эвтаназия запрещена.

Противоречивые взгляды на эвтаназию с медицинской и морально-этической точек зрения породили и противоречивую юридическую оценку этого явления, что нашло отражение в законодательствах ряда стран.

Например, в Голландии после длительной дискуссии в законодательство официально внесено разрешение пассивной эвтаназии, конечно, с определенными оговорками, предусматривающими исключение каких-либо злоупотреблений.

В Англии, напротив, после долгих обсуждений принят закон о безусловном запрещении любой эвтаназии в медицинской практике.

Эвтаназия в России

Первым нормативным правовым актом, в котором проблема эвтаназии получила вполне определенную нормативную оценку, стало Уложение 1903 года. Статья 460 Уложения гласила, что «убийство, учиненное по настоянию убитого и из чувства сострадания к нему, наказывается заключением в крепости на срок не свыше трех лет».

В проект первого советского Уголовного кодекса (Первый советский уголовный кодекс, принятый 26 мая 1922 года) была внесена специальная статья 136, предусматривавшая особый вид убийства– из сострадания. Наказание за такое убийство являлось более мягким (лишение свободы или исправительно-трудовые работы до одного года). Однако при обсуждении в 1922 г. на сессии ВЦИК данного проекта по поводу этой статьи выступил Ю. Ларин с предложением вообще не наказывать за убийство из сострадания. Сессия ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) согласилась с подобной инициативой, исключив из текста кодекса статью и дополнив ст. 143 (посвященную умышленному убийству) примечанием, согласно которому “убийство, которое совершено по настоянию убитого из чувства сострадания, не каралось”. Однако 11 ноября 1922 г. данное примечание было исключено по мотиву недостаточной продуманности.

Общеизвестно, что эвтаназия осуждается традиционной религией и моралью. Так, Заявление Церковно-общественного совета Русской православной церкви по биомедицинской этике (1999 г.) гласит: «православные священнослужители, ученые, врачи считают недопустимой реализацию любых попыток легализации эвтаназии как действия по намеренному умерщвлению безнадежно больных людей, рассматривая эвтаназию как особую форму убийства (по решению врачей или родственников), либо как самоубийство (по просьбе пациента), либо как сочетание того и другого». Совет выступает против эвтаназии в любой форме, поскольку ее применение неизбежно приведет:

  • К криминализации медицины и к потере социального доверия к институту здравоохранения

  • К поруганию бесценного дара человеческой жизни

  • К умалению достоинства врача и извращению смысла его профессионального долга

  • К снижению темпов развития медицинского знания, в частности, разработок методов реанимации, обезболивающих препаратов, средств для лечения неизлечимых болезней

  • К распространению в обществе принципов цинизма, нигилизма и нравственной деградации в целом, что неизбежно при отказе от соблюдения заповеди «не убий»

В свете этих фактов Совет считает эвтаназию неприемлемой в нравственном отношении и категорически возражает против рассмотрения законодательных проектов, пытающихся юридически оформить возможность её применения и тем самым внедрить в общественное сознание допустимость убийства или самоубийства с помощью медицины.

Отрицательно относится к эвтаназии и Римско-католическая церковь, что подтверждается Декларацией Конгрегации веры 1980 г., в которой сказано, что «ничто и никто не может разрешить убийство невинного человека, будь он… пожилым, неизлечимо больным или умирающим. Кроме того, никто не может требовать совершить такое убийство ни в отношении самого себя, ни в отношении кого-либо другого, находящегося под его ответственностью, не может также согласиться на это ни прямым, ни косвенным образом».

Однако этические и правовые нормы способствуют переосмыслению проблемы эвтаназии. Действительно, в контексте этих норм пассивная, в том числе принудительная, эвтаназия представляется способом облегчения боли и вариантом реализации права пациента на отказ от медицинского вмешательства. 

В России в настоящее время эвтаназия запрещена федеральным законом ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ». В частности, ст. 45 говорит, что медицинские работники не имеют права проводить эвтаназию или ускорять наступление смерти пациента как по его просьбе, так и по просьбе его родственников. Более того, с точки зрения УК РФ проведение эвтаназии приравнивается к убийству и карается соответствующим сроком.

Однако, современная правовая система хоть и не предусматривает индивидуальное наказание за эвтаназию в России, но квалифицирует данное деяние по статье 105 УК РФ – убийство.  Виновный наказывается лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет.

Легализация эвтаназии в России

Сторонники легализации эвтаназии в России рассматривают ее не в качестве уголовного преступления против жизни, а как гражданско-правовую форму реализации пациентом права на жизнь в аспекте распоряжения собственной жизнью.

Против легализации эвтаназии в России можно привести следующие аргументы. Прежде всего, зарубежный опыт стран, легализовавших эвтаназию, свидетельствует, что альтернативный подход к правовому регулированию эвтаназии (предполагающий квалификацию эвтаназии в качестве уголовного преступления с освобождением врача от ответственности при соблюдении в ходе эвтаназии правил, установленных законом) не является гарантией безупречной эвтаназии.

Легализация эвтаназии, даже исключительно в пассивной форме, фактически приводит к применению активной эвтаназии. Так, П.Д. Тищенко замечает, что в США «процедуры пассивной эвтаназии используются как обходной путь осуществления активной эвтаназии. Например, допустимо использование высоких доз седативных средств, фактически вызывающих коматозное состояние больных. После чего прекращаются поддерживающие жизнь мероприятия, и пациент умирает через несколько дней от дегидратации».

В частности, с медицинской точки зрения понятие «безнадежно больной» является весьма относительным, поскольку, во-первых, в медицинской практике встречаются случаи неожиданного выздоровления неизлечимо больных людей. Во-вторых, с развитием медицины постоянно сужается круг неизлечимых, влекущих смертельный исход болезней, что значительно затрудняет констатацию «безнадежного состояния» пациента.

Сторонники легализации эвтаназии подчеркивают ее добровольный характер, выраженный в письменной просьбе пациента об эвтаназии либо в прижизненном завещании. Однако в состоянии болезни лицо менее всего способно к принятию волевых, сознательных решений.

Кроме того, в медицинском контексте эвтаназия неэтична в силу известного положения клятвы Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». 

В случае полной легализации эвтаназии она скорее станет безусловным злом. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. 

Аргументы «за» и «против»

Вывод: таким образом, несмотря на всю сложность моральной оценки эвтаназии и верностью ее совершения, большинство стран сделали свой выбор в пользу уважения ценности человеческой жизни, наложив на ее использование запрет.

Литература:

  1. Учебное пособие «Биоэтика» ВмедА имени С.М. Кирова, 2016. Авторы-составители: Сергей Игоревич Андреев- заведующий кафедрой общественных наук, кандидат философских наук, доцент, Боровков Михаил Иванович- профессор, доктор философских наук, Дондокова Будтима Борисовна- кандидат философских наук, доцент

  2. Статья «Эвтаназия: за и против» из журнала «Международный студенческий научный вестник» 2015, №1 от 18.02.2015. Авторы: Редькина Татьяна Валентиновна, доцент, кандидат философских наук, Звездова Д.С. ГБОУ ВПО Пермская государственная фармацевтическая академия

  3. Рыбин В. А. «Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте». 2009. Рыбин Владимир Александрович- доктор философских наук, профессор кафедры философии Челябинского государственного университета

  4. Лекция №5 «Этика умирания и смерти в медицине» 05.04.23, лектор- Андреев Сергей Игоревич