Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Vademecum

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
10.02.2015
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Vademecum

41

 

 

 

мендант корпуса Р.С. Шевченко возложила ответственность за это деяние на начальство. Как нам стало известно, дополнительно в этом деле инициативу проявил деканат исторического факультета. Зам. декана В.Н. Маслов подтвердил эту информацию»2.

Лирическое отступление. Лица факультета

Когда-то на истфаке было много лиц на стенах помимо выпуклого Фридриха Энгельса. По коридору между 32-й и 34-й аудиториями высоко – почти у самого потолка – располагалась целая портретная галерея корифеев исторического знания. Среди них запомнилась А.М. Нечкина и тот, кого всегда принимали за К.Б. Шустова (на деле это был, конечно, Ключевский). Потом – как всегда под предлогом ремонта – портреты демонтировали.

В 36-й некоторое время висел портрет Эрнесто Че Гевары. Некоторые студенты 97-го года выпуска увлекались неординарной личностью знаменитого революционера. Было время, когда в 34-й аудитории курс 2004-го года выпуска вывесил плеяду своих любимцев. Среди них были и Сталин, и Тухачевский... Сталина, по слухам, приказало убрать демократически настроенное руководство. Теперь в 34-й над доской остался только фотопортрет Александра Исааковича Юделевича (1925 - 2002) – легендарного лектора по истории древнего мира, проработавшего в университете полвека. Такой же портрет находится на стене кафедры зарубежной истории.

Коридор теперь украшает только мемориальная доска, посвящённая основателю факультета и его первому декану Геннадию Павловичу Жидкову (1928 - 1993). Она была установлена в марте 1997-го года. Торжественное открытие доски собрало тогда много народу перед деканатом. Ещё один портрет Г.П. (так его называли и коллеги, и студенты) – в кабинете зам. декана. Его умный и пронзительный взгляд невозможно забыть. Геннадий Павлович был учителем большинства тех, кто

2 Университет (газета КГУ). 1996. 25 сентября. №1.

42

Третий этаж

 

 

сегодня преподаёт на истфаке, и они хранят о нём самую добрую память.

Есть свой мартиролог и у студентов. При входе в аудиторию №29 – фотография и прощальное письмо студенту этого курса Юре Пешехонову. Его сокурсники написали: «он был лучшим из нас». Юра трагически погиб в октябре 2004-го, когда казалось, что всё у этого жизнерадостного и одарённого человека впереди. К сожалению, и такие печальные события находят место в нашей жизни. Остались светлые воспоминания и блистательная победа его курса на Дне факультета – 2004, которую они посвятили своему товарищу.

Раз в году, когда идёт подготовка ко Дню факультета, выясняется, что стены имеют не только уши, но и другие атрибуты человека. Коридор превращается в портретную галерею преподавателей, которые, скажем так, изображаются в не совсем обычном виде1. Некоторые образы очень даже правдивы, но, к счастью, никто не успевает к ним привыкнуть – сразу после ДИФа стены приобретают свой традиционный вид à la исторический центр Кёнигсберга после бомбардировок британской авиацией.

Кто знает, какие ещё лица появятся, а какие исчезнут...

Поэтому не удивляйся, если увидел незнакомое лицо. Наверняка в этом есть какой-то особый смысл, который тебе ещё предстоит разгадать.

Лирическое отступление. Типология студентов

Студент, как и любое живое существо, имеет определённый характер и модель поведения. Студент уникален по своей природе, но рано его ещё заносить в Красную книгу! Перед тем, как начать учиться, ты должен усвоить некоторые тонкости и традиции восприятия твоего «Я» окружающими. Вот условная характеристика учащихся, она же набор стерео-

1 До 1984 г., пока Дни факультета проходили в актовом зале, а третий этаж принадлежал физикам, студенты разрисовывали и украшали стены второго этажа. Лазили по полу и разрисовывали оборотную сторону обоев, вспоминает М.В. Ильина.

Vademecum

43

 

 

 

типов, на основе которых опытный студент может поймать невнимательного преподавателя.

Студент-ботаник. Место обитания: первые ряды (1-2), из слов преподавателей: «те, кто сидят на первых рядах, кажутся мне более заинтересованными в предмете», «я их больше запоминаю». Манера поведения: одна рука поднята вверх, другая тем временем машинально воспроизводит текст преподавателя на бумаге, даже если он описывает случай в булочной, а преданный взгляд выражает одновременно покорность, терпение, уважение, внимание и осведомлённость. Внешний вид: усталый, но с автоматом наперевес.

Студент-бездельник. Место обитания: последние парты, словами великих: «камчатка», «болото», «лес». Манера поведения: одной рукой набирается смс, вторая пишет записку соседу, один глаз сосредоточен на событиях, происходящих за окном, другой – полузакрыт – демонстрирует одновременно сон, усталость, безразличие, глупость, стремление в армию или замуж. Не исключены наушники в ушах, обременён чрезмерной болтливостью, склонностью к алкоголю. Внешний вид: в основной своей массе здоровый, жизнерадостный, как правило, пацифист.

Студент-середняк. В примерно равном процентном соотношении включает в себя свойства предыдущих двух типов. Представляет собой пока ещё большинство.

Знания данной условной характеристики могут помочь тебе занять выгодную позицию и с минимальными потерями преодолеть очередное испытание. Помни: чем больше твой образ походит на образ студента-ботаника, тем проще тебе будет сдавать экзамены, пусть даже ты бездельник, но хороший актёр!

Деканат (каб. 30)

Деканат – это святая святых истфака, место, где вершатся судьбы. Поначалу, пока третий этаж занимали физики, деканат истфака располагался в кабинете 25а – рядом с мужским туалетом. Когда физики и математики переехали на Невского, деканат перебрался в нынешнее помещение, освобождённое кафедрой матанализа.

44

Третий этаж

 

 

Центр современного деканата образует приёмная, в которой хранятся все основные документы, приказы, образцы документов. Здесь же у методиста – Марины Игоревны Медюшко

– печать факультета, которой можно заверять разные справки или интервью первых переселенцев, если в последнем откажет ЖЭК. Светлые стены и новое чистое окно – приобретения недавнего времени: деканат был отремонтирован весной 2005 года, тогда же появились новые таблички на его дверях.

Телефон деканата – 21 77 81, если придётся звонить сюда. Если будете звонить отсюда – помните, что восьмёрка отключена, поэтому ни друзьям в Калифорнию, ни на мобильник сокурснице вы не дозвонитесь.

Направо из приёмной пойдёшь, в кабинет декана Валерия Ивановича Гальцова попадёшь (вы узнаете, откуда взялся этот кабинет, ниже). Кабинет декана – место встреч заведующих кафедрами, своего рода центр управления полётами. А вот налево из приёмной пойдёшь, в кабинет замдекана Аллы Станиславовны Забоенковой, выпускницы факультета 1980 г., попадёшь. Тебя сразу встречает картина с загадочным сюжетом: цветок в вазе на столе, ветка дерева и контуры Кафедрального собора за окном… Очень историческая картина, гармонирующая с цветовой гаммой мебели в кабинете, – подарок коллег со второго этажа. Это не обычная картинка, а дипломная работа одной из выпускниц 2002 г. педагогического факультета по специальности «изобразительное искусство».

Некогда декан заседал именно тут; теперь здесь оперативно решаются разнообразные вопросы, связанные с планированием расписания, переводами студентов, назначениями стипендий, поселения в общежитие и т.д. А ещё здесь, бывает, преподаватели и сотрудники пьют чай. Тогда лучше не мешать! Справку можно получить и в другое время.

Аудитория №31 и лаборатория (31а)

Несмотря на то, что эта аудитория предназначена для занятий иностранным языком и заседаний Совета факультета, она живёт Золушкой рядом с величавыми сёстрами, в которых помещается по целому курсу. С ней соседствует лаборатория методики изучения и преподавания истории края – таинствен-

Vademecum

45

 

 

 

ный остров на третьем этаже. Её номер – 31а, хотя некоторым острословам нашего Зазеркалья чудится антипод знаменитой лаборатории «Кёнигсберг-13», открытой тоже выпускником истфака 1982 года Сергеем Трифоновым. Там лаборатория и тут лаборатория, а цифры – для конспирации – переставили…

Аудитория 31 и кабинет 31а, очевидно, в немецкое время представляли собой одно помещение – учебную аудиторию, зеркально отражающую 32-ю. Это следует из плана здания; однако разделение аудитории на две неравных части относится к глубокой древности исторического факультета.

Теперь пришли новые времена и на распутье в сенях 31-й нередко можно встретить студента: есть выбор пути, а это всегда встречает затруднения.

Аудитория №32. Палимпсест

Вместо введения: несколько слов о логике заселения факультета. Высшая школа в этом сродни начальной – оба вида учебного коллектива начинают трудовой путь, растут, достигают ακμη и завершают своё образование в одном и том же помещении. Пятый курс уходит, и его место занимает первый. Кажется, Ницше назвал это вечным возвращением. Даже те, кто ещё не сдал зачёт по матметодам, может вывести нехитрую формулу: например, в 36-й аудитории учится 4-й курс дневного отделения, который закончит в 2007 году. Предыдущие хозяева жили там с 1997 по 2002 год, а их предшественники, в свою очередь, – с 1992 по 1997 год – и так далее поколения множатся как тибетские далай-ламы.

Но есть в этом стройном ряду пятилеток один сбой. Он произошёл в учебной аудитории №32.

Для описания её судьбы, может быть, самой удачной покажется метафора палимпсеста. Некогда было написано чтото важное на куске пергамента, а потом это сочли незначительным, затёрли и поверх написали что-то более важное (в принципе, такая операция может продолжаться бесконечно долго).

Когда-то на месте современного кабинета декана и кафедры зарубежной истории была одна большая учебная аудитория. Потом её разделили на две части, образовали кафедру

46

Третий этаж

 

 

теоретической физики: основное помещение, заставленное шкафами, было там, где сейчас «зарубежка», а из него можно было пройти в преподавательскую (нынешний кабинет декана).

Потом, когда историки вселились и начали перестраивать помещения, оставленные физиками, из этих двух смежных помещений сделали просторную учебную аудиторию. Последним курсом, прозанимавшимся в ней вплоть до гомеостаза, был выпуск 1995 года. Дверь была той же, что сегодня принадлежит кафедре, а три окна в час переустройства были поделены как Восточная Пруссия в Потсдаме: две трети Польше, одна – России. В 1998 году был совершён обмен между двумя факультетами. Историки уступили педагогам 25-ю аудиторию на втором этаже (там когда-то, ещё в первой половине 90-х, располагался лингафонный кабинет для изучения иностранного языка, но потом туда переехала кафедра зарубежной истории), а взамен получили 49-ю аудиторию на четвёртом. 49-я по площади заметно превышала 25-ю, так что историки чувствовали себя в выигрыше. Новое приобретение было заселено в 1998 году очередным призывом первокурсников, которые благополучно там проучились до 2003-го. Так был восстановлен нормальный круговорот поколений.

Лес рубят, щепки летят. Все эти революционные преобразования стали фоном для тихого умирания 32-й учебной. Её безжалостно поделили гипсоплитой. Кажется, она обрела новую жизнь, даже две жизни – как распавшаяся надвое инфузо- рия-туфелька… Однако иной раз, когда жизнь на факультете замирает – особенно летними вечерами, – становятся слышны странные звуки. Это откуда-то из четвёртого измерения доносятся до нас шёпот подсказок и шелест шпаргалок… Потому что историки как никто другой знают – ничто не проходит бесследно. Надо только научиться читать следы.

«Зарубежка» (каб. 32)

Кафедра зарубежной истории и международных отношений1 трижды меняла своё название. Возникнув в 1978 г. как

1 Желающие узнать о кафедре подробнее могут обратиться к её истории, опубликованной два года назад: 07.00.03: К 25-летию кафед-

Vademecum

47

 

 

кафедра всеобщей истории, она в 1994 г. поменяла слово «всеобщая» на «зарубежная» (это логично, ведь всеобщая – по смыслу – включает в себя и отечественную), а в 1999 г. приплюсовала международные отношения. Здесь читаются такие общие курсы:

-история Древнего Востока и античности

-история Средних веков

-история стран Азии и Африки

-история южных и западных славян

-история культуры (стран Запада)

-Новая история

-Новейшая история

-сравнительная история мировых религий

-зарубежная новистика (историография зарубежной истории Нового и Новейшего времени).

И, конечно, множество спецкурсов. По узловым проблемам Новой и Новейшей истории.

Долгое время эта кафедра не могла найти себе место на факультете (переезжала семь раз), только в этом корпусе она побывала и в 45-м кабинете, и в аудитории 37а, и в кабинете №25, но наконец обустроилась в 32-й. Здесь такие достопримечательности: два больших окна, много цветов и живые рыбки. Ещё есть пишущая машинка с латинским шрифтом и подаренные на юбилей шахматы в форме рюмок. На стене – ещё один подарок: папирус из Египта. Так что не кафедра, а своего рода музей любопытных предметов.

Известно, что самопознание происходит эффективнее, когда сравниваешь себя с другим. Хочешь изучать историю зарубежных стран? Эта кафедра – для тебя.

Аудитория 34

Хранилище знаний, пристанище бытия, место познания за номером 34 расположено практически в центре Вселенной, а именно – ровно посередине третьего этажа. Созерцать получение Нового могут преподаватели с кафедры зарубежной исто-

ры зарубежной истории и международных отношений КГУ / Авт.-сост. И.О. Дементьев. Калининград: Изд-во КГУ, 2003. 140 с.

48

Третий этаж

 

 

рии и студенты 36 аудитории, коим выпала великая честь соседствовать с границами кабинета.

Каждый будний день к 8.30 по местному времени со всех концов Калининграда в аудиторию стекаются студентывторокурсники. Выходя из трамвая, они сразу попадают под прицелы фотоаппаратов и, ослеплённые вспышками сотен камер, лениво раздают автографы самым назойливым поклонникам. Неспешно подымаясь на третий этаж под аплодисменты вахты, первокурсники минуют первые два этажа, и вот он – родимый третий этаж!

Выслушав серию комплиментов по поводу своих учтивых манер и образцовой пунктуальности от преподавательского состава, студенты с необыкновенной тишиной рассаживаются по своим местам.

Конечно, избежать форс-мажоров нельзя, и, бывает, ка- кой-либо студент задерживается на минуту-полторы. Причины, само собой, крайне уважительные – полный коллапс транспорта в регионе, мировой экономический кризис, длинные очереди за сигаретами в магазине «Сова». Конечно, любой преподаватель обязательно войдёт в положение бедолаги и порекомендует ему не входить в аудиторию, а пойти куда подальше (ну там в столовую сходить – булочкой поправить пошатнувшееся от пережитого стресса здоровье). В особо запущенных случаях настойчиво рекомендуют обратиться напрямую к декану.

После ряда архаичных формальностей по приветствию преподавателя (физически утомительное вставание перед учителем, разрушающий голосовые связки несвязный гул – «здрасти, иванпетрович» – и т.д.) в аудитории начинается сам процесс. Но прежде необходимо описать внутреннее убранство помещения.

Помимо необходимых по ГОСТу четырёх стен, потолка, пола и двери в аудитории наличествует (да, да… Вы уже догадались!) окно. В количестве трёх штук. Изобретение крайне полезное, ибо позволяет в минуты тоски хоть на секундочку отвлечься и вспомнить любимые моменты лекций особо запомнившегося преподавателя.

Ещё до нас дошли слухи, что где-то какие-то нерадивые студенты испускают в окно табачный дым на переменках, но,

Vademecum

49

 

 

само собой, это происходит за пределами Российского Государственного Университета имени Иммануила Канта!

Что касается предметов декора и интерьера, хочется выделить наличие в кабинете зеркала, не предусмотренного стандартной комплектацией аудитории номер 34. Откуда оно появилось? Ну, скажем, так. К вящей радости прекрасной половины курса оно было притащено с одного из объектов МУП «Чистота», находящегося во дворе Альбертины.

Продолжаем. Время до горестного расставания с преподавателем отсчитывают настенные часы, выигранные на дне истфака (вообще-то часы раздали всем курсам, но прилагательное «выигранные» звучит куда авторитетнее и должно произвести на читателя должный эффект). Даже у самого стойкого студента при виде неспешного хода стрелок наворачивается скупая слеза от одной мысли о разлуке с любимой исторической дисциплиной.

К аудитории прилагалось энное количество стульев (сейчас их заметно поубавилось), доска и парты. На последних стоит остановиться подробнее.

Так уж повелось, что парты во всех образовательных учреждениях общего режима представляют из себя смесь доски объявлений, книги жалоб и избранных заборов г. Калининграда. Надо отметить, что нет более эффективного способа списывания (вернее, получения знаний посредством альтернативных методов), чем катание с парты. Так что у предусмотрительного студента учебник открыт, парта чиста, а карандаш наточен.

Иногда на парте можно найти просто настоящие шедевры студенческого фольклора, но, к сожалению, в основном авторы ограничиваются истинами о том, что «Вася – представитель нетрадиционной сексуальной ориентации» или радостной для любого футбольного болельщика вестью о том, что «Балтика – чемпион!». Но если рукописные труды на партах, как было замечено выше, – явление обыденное, то хотелось бы отметить конструктивные особенности аудитории 34.

Первая вещь, которая бросается в глаза любому вошедшему в помещение, – это ремонт. А точнее, его отсутствие. Думается, соответствующие инстанции не спешат с ремонтом аудитории по причине боязни испортить сложившуюся энергетику и атмосферу кабинета «под старину». Под этот же стиль в

50

Третий этаж

 

 

аудитории набрана и мебель. Далеко не каждый антикварный магазин может похвастаться таким количеством рухляди.

Но главной «изюминкой» можно назвать наличие ниши в левой стене. В чём её предназначение – секрет. Но как было проверено опытным путем, туда прекрасно складируется полулитровая тара. Умели строить!

Вот так и живём.

Аудитория 34. Другой взгляд

Первое впечатление – помещение пострадало от артобстрела. Довольно древняя мебель доломана ещё не полностью, что не может не радовать нас как любителей старины. Однако есть новая кафедра и доска, а также часы, которые мы выиграли на ДИФе по доброй истфаковской традиции. Особый интерес вызывает кафедра: заглянувшему в её недра откроется особый мир. Вот краткий список предметов, которые там находятся:

Сахар – 0,5 кг Краски акварельные – 1 шт. Гвозди – 0,2 кг

Посуда одноразовая – много Стаканчики одноразовые (отдельно от посуды) – кто их счита-

ет?

Цемент – 1 пакет Стенгазеты – штук 5 Чай – 5-6 пакетиков Фрагмент дрели – один

Нос от Деда Мороза – один.

И это только то, что я смог вспомнить навскидку. Ну да Бог с ней, с кафедрой. Над доской висит фото А.И. Юделевича. По большому счёту, таинственная для молодёжи фигура.

Наши парты, как им и положено, покрыты разнообразными надписями и рисунками. После их изучения узнаешь много хорошего и разного о преподавателях и студентах, да и вообще о жизни. Особенно часто встречается стилизованная буква Z, являющаяся фирменным знаком одной одиозной личности нашего курса.

Кроме всего прочего, у нас есть зеркало. Оно стоит на стуле, опёртое на стену. У него нет места постоянной дислокации, в связи с чем его таскают из одного конца аудитории в

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]