Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Лекции и пособия / 05_Maklakova_Vysotnye_zdania

.pdf
Скачиваний:
29
Добавлен:
19.05.2023
Размер:
13.96 Mб
Скачать

Рис. 5.1. Нью-Йорк. Общий вид небоскребов стиля ар-деко: Крайслер-билдинг. Арх. Уильям ван Аллен, 1930 г.; Эмпайр-Стэйт-билдинг. Арх. Шрив, Лемб и Хермон. 1931 г.

110

Отход от шатровых венчаний, наряду с подчеркнутым геометризмом членений форм и объемов небоскребов возникнет к концу 1930 гг. и проявится в архитектуре комплекса Рокфеллер-центра и особенно его главного объекта – 70-этажной башни Радиоцентра «Эр-Си-Эй» (арх. Р.Худ) (рис. 2.5).

Предвоенные годы, годы войны и первые послевоенные годы были периодом затишья в строительстве небоскребов.

Новый бум в их строительстве в США начнется в 1950 гг. и к их концу перекинется не только на соседнюю Канаду, но и на страны Европы, Австралию, Южную Америку и Южную Африку.

В композиционном отношении это совсем новая архитектура. Она сложилась под влиянием двух факторов. Первый из них – формирование в США архитектуры второй волны модернизма под влиянием эмигрировавших в США выдающихся мастеров модернизма Европы (В.Гропиус, Мис ван дер Роэ), возглавивших ведущие архитектурные вузы Америки.

Второй – развитие строительной техники, связанной с совершенствованием стальных конструкций, внедрением конструкций из алюминиевых сплавов, большемерного стекла и др.

На архитектурный облик небоскребов этого поколения повлияли в первую очередь радикальный отказ модернистов от исторических архитектурных форм, культ геометризма («архитектура прямого угла») и появившаяся техническая возможность реализации многолетней мечты архитекторов о «хрустальном дворце».

Эта мечта отражена во многих конкурсных проектах, начиная с 1920 гг., частично реализованная в 1930 гг. путем устройства одной стеклянной витражной стены: арх. Ле Корбюзье в зданиях Центросоюза в Москве и общежития «Армии спасения» в Париже, а В. Гропиусом – в комплексе Баухауза в Дессау. Наконец, к 1950 годам с развитием строительной техники эта мечта смогла быть реализована полностью, что в первую оче- редь отразилось на архитектуре небоскребов. Первым таким зданием стала прямоугольная призматическая башня Секретариата в комплексе сооружений ООН в Нью-Йорке в 1952 г. (арх. У. Гаррисон, Н. Абрамовиц, Ле Корбюзье, О. Нимейер). В этом здании витражными стали две продольные стены (торцевые – глухие) и, наконец, прямоугольная призматическая 27-этажная башня офиса Ливер-билдинг, построенная в том же городе и в том году со стеклянными наружными стенами по всему периметру (арх. Г. Баншафт, фирма СОМ) (рис.5.2).

Самым знаменитым и законченным образцом этого направления стал офис фирмы Сигрем в Нью-Йорке, возведенный в 1959 г. по проекту Мис ван дер Роэ и Ф. Джонсона (рис.5.3).

Разнообразная колористика и высокое качество новых материалов и изделий, применявшихся в стеклянных призмах офисов 1950 гг., отчасти искупали элементарность и лапидарность общего объема таких зданий, бесконечную повторяемость форм по высоте и отсутствии традиционных монументальных оснований и выразительных венчаний. Так, например, колористическое богатство фасадов Сигрем-билдинг достигнуто применением бронзированного металла фахверка и тонированного стекла витражных фасадов.

Архитектурная тема «хрустальной башни» имела необычный коммерческий успех и очень быстро распространилась по миру от Лондона до Токио*. Сегодня эти башни можно встретить в деловых центрах крупнейших городов мира. С образом такой башни в по-

* Последним примером архитектурной моды на «хрустальные башни» стало возведение гостиницы «Интурист» в Москве в 1960 гг., разобранной в 2003 г.

111

пулярной прессе 1960-1970 гг. связано частое применение термина «интернациональный стиль», хотя в научной литературе этим термином определяют архитектуру модернизма 1920 гг.

Однако архитектурная «мода» на элементарные стеклянные параллелепипеды (с полностью витражными или «ленточными» фасадами) очень быстро себя исчерпала. Это было связано как с крайней элементарностью (малой информационностью) объемной формы таких зданий, так и с недостижимостью для ряда стран и регионов технической безупречности и богатства палитры строительных материалов, примененных в Нью-Йорке.

Второй причиной стала общая тенденция развития изобразительных искусств и архитектуры – резкий переход от модернизма к постмодернизму.

Последний характерен повышенным интересом к наследию при очень вольной трактовке его форм.

Ðèñ. 5.2. 1 - Нью-Йорк. Здание Секретариата ООН. Арх.У. Гаррисон, Н. Абрамович, О. Нимейер при участии Корбюзье и др., 1952 г.; 2 - офис Ливер-хаус. Арх. Г. Баншафт, 1952г.

112

Рис. 5.3. Нью-Йорк. Сигрем-билдинг. Арх. Мис ван дер Роэ, Ф. Джонсон, 1959 г.

113

à á

Рис. 5.4. Небоскребы в стиле постмодерна. а - Нью-Йорк. Офис фирмы AT&T, 1978г.;

á- Хьюстон. Республиканский центральный банк, 1979г. Арх. Ф. Джонсон

Âархитектуре небоскребов лидером постмодернизма стал Ф. Джонсон. Автор выдающихся работ в архитектуре модернизма (собственный дом в Нью – Канаане, Сигрем

билдинг в Нью-Йорке) он стал автором столь же знаменитых произведений в постмодернизме – офиса фирмы АТ&Т в Нью-Йорке (1978 г.), комплекса «Плейт-глас» в Питсбурге, республиканского центрального банка в Хьюстоне (1979 г.). В первом здании эфимерная стеклянная оболочка заменена вертикальными членениями с облицовкой си- ренево-розовым гранитом, а композиция в целом подчинена классическому трехчленному членению (на основание, «тело» и венчание) при общей традиционно призматической форме.

Здание банка в Хьюстоне имеет более сложные членения (рис.5.4) по высоте и протяженности.

Обе композиции демонстрируют присущее постмодерну смешение форм разных эпох в одном объекте: в Нью-Йорке – основание башни – упрощенная трактовка ренессансной капеллы Пацци во Флоренции, а венчание – от наверший мебели стиля Чиппендейль; в Хьюстоне – комбинация форм северной готики в венчаниях и итальянского ренессанса – во входном малоэтажном объеме. На рис. 5.5 можно видеть непредусмотренный, стихийно сложившийся «парад» стилей архитектуры американских небоскребов (от ар-деко к модернизму и постмодерну) в застройке речной набережной в Чикаго.

Однако наиболее органично отразилось на архитектуре небоскребов 1970 гг. внедрение новых конструктивных систем – ствольных и оболочковых (в разных вариантах). Они внесли в архитектуру небоскребов черты тектоничности, отсутствовавшие и в «хрустальных дворцах», и в сочиненных композициях постмодерна.

114

Рис. 5.5. Чикаго. «Парад» небоскребов на речной набережной, 19501980ãã.

В то же время эти композиции исключительно разнообразны. Причем на это разнообразие кардинально влияет как существо конструктивного решения, так и функция здания. В зданиях ствольной системы разнообразие облика напрямую связано с количе- ством и расположением стволов. Однако, и в одноствольных системах, как видно из рис. 5.6 и 4.24 облик представленных зданий исключительно индивидуален и неповторим. На рис. 5.5 а представлена четко тектоническая композиция ствольно-консольного здания, брутальности основания которой контрастно легкое жизнерадостно кружево лоджий жилых номеров туристического комплекса. На рис. 5.5 б – та же тектоничная ствольно-консольная структура гармонично сочетается со строгими геометричными блоками рабочих помещений офиса. В ствольно-каркасной башне офиса BMW в Мюнхене (рис.5.6 в) с нейтральной стекло-витражной «рубашкой» тектоничность придает выявление ствола при «подрезке» наружных стен в уровне верхней трети здания по высоте и выход ствола выше покрытия здания. Наконец, совершенно неожиданный образ с силуэтом бабочки получила одноствольная гостиница в Тунисе за счет нарастающих к вершине выносов перекрытий (рис. 4.24).

Не менее разнообразны и тектоничны композиции зданий с несколькими стволами жесткости (рис.5.7). При этом, естественно, увеличение числа стволов делает облик здания более монументальным. В здании Китайского банка в Сингапуре (арх. И.М. Пей, 1987 г.) два полуцилиндрических ствола размещены по торцам башни и объединены че- рез каждые 13 этажей балочными ростверками, которые несут на себе по 13 каркасных блоков рабочих этажей.

Контраст глухих полуцилиндрических объемов с мелкочлененными фасадными участками рабочих этажей является основой архитектурной композиции фасада банка.

115

à â á ã ä å

Рис. 5.6. Высотные здания одноствольной системы: а - общий вид и план туристического комплекса под Туапсе (проект). Арх. А. Белоконь; б - общий вид и план административного здания в г. Тольятти (проект). Арх. А. Белоконь; в - общий вид и план офиса фирмы BMW в Мюнхене. Арх. К. Шванц

116

à

á â

Рис. 5.7. Высотные здания офисов с несколькими стволами жесткости: а - Сингапур, Китайский банк: общий вид, поперечный разрез и планы. Арх. И.М. Пей; б - Нью-Хейвен (Коннектикут). Общий вид офиса «Рыцари Колумба». Арх. Кевин Рош и Д. Динкелу; в - Нью-Йорк. Офис на Мейден-Лейн. Арх. Ф. Джонсон и Д. Берджи.

117

Та же конструктивная система и основанная на ней архитектурная композиция применена арх. К.Рошем и Д. Динкелу в офисе «Рыцари Колумба» в Нью-Хейвене (Коннектикут). Основное отличие в количестве стволов: в Нью – Хейвене четыре ствола расположены по углам квадратной призмы здания. Арх. Ф.Джонсон и Д. Берджи решили прямоугольную призму на Мейден-Лейн в Нью-Йорке с восьмью стволами по контуру здания, но в отличие от двух первых примеров, дали светопроемы в стволах, контрастные по форме вертикальным членениям межствольных участков фасадов, выявив таким приемом тектонику системы.

Радикально отличается по форме и конструкциям от этих трех примеров (а соответственно и фасадными композициями) решение Китайского банка в Гонконге по проекту Н.Фостера. Это решение, подробно рассмотренное в гл.4 (рис. 4.25), при всей присущей хай-теку специфике облика стальных конструкций, формирующих образ банка, по своей функциональной структуре аналогично представленным на рис. 5.7. Торцевое размещение стволов по углам и редкий шаг по высоте здания горизонтальных ростверков обеспечивает свободу планировки и возможность организации больших внутренних пространств. В частности, Китайский банк Н.Фостера в Гонконге знаменит и своим 10-этажным атриумом в основании здания.

Оболочковые системы принципиально различны по решению несущих наружных стен, рассмотренных в гл.4. Это два варианта стальных конструкций – в виде многопролетных многоэтажных пространственных безраскосных рамных оболочек или пространственных раскосных макроферм, либо железобетонные оболочки. В последней области после длительных поисков оптимального решения – сборного или сборно-монолит- ного, из легкого или тяжелого бетона наконец утвердилась монолитная железобетонная конструкция с регулярно расположенными светопроемами – «перфорированная стена». Соответственно фасады и объемные формы таких зданий подчинены жесткой конструктивной регулярности при кардинальном различии цвета и фактуры стен (рис. 5.8).

Строго расчлененный частыми вертикалями прямоугольный объем WTC пленял серебристой алюминиевой облицовкой и элегантным нарушением регулярности членений (за счет объединения рядовых стоек) в основании и венчании здания. В то же время «перфорированные железобетонные стены» фасадов Мессетурм во Франкфурте – на – Майне не выглядят жестко зарегламентированными благодаря угловым подрезкам квадратной призмы объема здания, сиренево-розовому колориту облицовочного камня и стеклянной облицовке венчающей части здания.

Âотличие от оболочковой системы оболочково-диафрагмовая позволяет прибегать

êкрупной пластике объемов и создавать индивидуальные композиции фасадов (рис. 4.18).

Естественно, как и в случаях с одноствольными зданиями несущая конструкция оболочки далеко не всегда должна формировать внешний облик здания полностью. Как в случае с офисом ВМВ в Мюнхене (рис. 5.5 в), эстетически убедительным бывает лишь частичное выявление несущей конструкции. В этом отношении характерен пример решения офиса фирмы Свис-Ре в Лондоне арх. Н.Фостера. В этой одной из своих последних работ зодчий пошел по характерному для современного этапа развития архитектуры пути отказа от декартовой системы прямоугольных координат в разработке объема небоскреба, перейдя к системе округло-гидродинамических очертаний («грамматике капель и пузырей»). В этом здании криволинейная двуцветная стеклянная оболочка из двух переплетающихся спиралей навешена на несущую оболочку из диагональных стержней, открытых только в нижней входной части здания (рис. 5.9).

118

à â ã á ä

Рис. 5.8. Высотные здания оболочковой конструктивной системы: а, б - Нью-Йорк. Фрагменты венчающей и нижней части здания WTC. Арх. М. Ямасаки, 1972г.;

в, г, д - Франкфурт-на-Майне. Мессетурм. Арх. Х.Ян, 1991г.: общий вид, фрагмент нижних этажей здания, схема плана

119