Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
26.02.2023
Размер:
305.18 Кб
Скачать

Л.В. Савинов. Идеи европейской этнополитики: реалии и перспективы

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

 

 

либо действия, которые призваны устра- нить причины (ослабить мотивы) этнопо- литическихдвиженийипривестикизмене- нию позиции их участников.

Этнополитический дизайн Западной Европы значительно усложнился в послед- ние десятилетия. И это связано прежде все- го с процессами децентрализации власти

встранах членах ЕС. При образовании Европейского союза (1992) в границах это- го территориально-политического объеди- нения насчитывалось 14 автономных вну- тригосударственных административно- территориальных единиц. К началу 2000-х годов таковых было уже более 70 27.

Именно эта тенденция этнополитиче- ской реальности будет, скорее всего, на- растать, и ее последствия неоднозначны. Спектр возможных результатов опреде- ляется от «чуда межгрупповой гармонии»

вШвейцарии до «федеративного кризи- са» в Бельгии. Классическими примерами успешного решения национального во- проса в условиях компактного проживания этнокультурных меньшинств на значитель- ных (по европейским масштабам) терри- ториях являются Финляндия и Дания. Эти страны еще в первой половине ХХ века предоставили широкую автономию, со- ответственно, Аландским островам, Фаре- рам28 и Гренландии29.

27Autonomy / Ed. By Suksi M. – M Hague ets., 1998. – P. 344–345.

28Фарерскиеострова, Фареры(фар. Føroyar, Ферьяр, «Овечьи острова»; дат. Færøerne; норв. Færøyene; др. исл./исл.: Færeyjar) – группа островов в северной части Атлантического оке- ана между Шотландией (Шетландскими остро- вами) и Исландией. Они являются автономным регионом Королевства Дании. С 1948 г. Фарер- скиеостровасамостоятельнорешаютпрактиче- ски все государственные вопросы, за исключе- нием обороны и внешней политики.

29Гренландия остров, омываемый Ат- лантическим и Северным Ледовитым океаном.

Различные формы автономий имеются и в других европейских государствах. Так, по Конституции 1948 года в Италии все об- ласти являютсяавтономными, пять из кото- рых имеют особый статус расширенной ав- тономии (к примеру, Сардиния, Сицилия, Южный Тироль). После Франко Испания вначале предоставила Каталонии и Стране Басков статус автономных провинций. За- тем этот статус был закреплен за всеми тер- риториями, включая Галисию30. В резуль- тате конституционной реформы, иниции- рованной лейбористами, в 1997 году уни- тарная Британия предоставила автономию Шотландии и Уэльсу.

Однако, по мнению многих экспер- тов, территориальная автономия не всег- да является эффективным решением на- ционального вопроса. У нее есть много плюсов, но и много минусов. Ахиллесо- ва пята такой автономии действие зна- чимых коллективных прав и преференций для определенных этнокультурных групп на закрепленной территории. Проживая за пределами автономии, титульный эт- нофор не имеет возможности использо-

Площадь острова – 2 130 800 км², он крупней- ший на Земле. Остров принадлежит Дании и входит в ее автономную единицу Гренлан- дия. С 1 мая 1979 г. стала самоуправляющейся частью королевства Дания, сменила многие наименования на эскимосские и официально называется Калатдлит-Нунат. Коренное населе- ние инуиты (гренландские эскимосы).

30 По сути «государство автономий» Испа- нии специфическая форма административно- территориального устройства полиэтнической страны, когда идет процесс децентрализации го- сударства, перевод многих властных функций го- сударства на регионально-автономный уровень. См.: Шестопал А.В. Решение национальных проблем: опыт Испании // Вестник МГИМОУниверситета. – 2011. – 6. – С. 293; Волко- ва Г.И. Испания: государство автономий и про- блема территориальной целостности. – М.:

МАКС Пресс, 2011. – 328 с.

Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013

133

 

 

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ

 

 

вать свои права или же эти права еще бо- лее сужаются. Особо отметим, что в Евро- пе территориальные автономии формаль- но никогда не были этническими в отли- чие от экстерриториальных автономий31. При этом сама корпоративная автономия, построенная по этнокультурному призна- ку, рассматривается некоторыми эксперта- ми и политиками как проявление расизма

иотход от идеалов европейского эгалита- ризма32.

Вместе с тем экстерриториальная ав- тономия дополняет региональную, ре- шая одну из проблем территориально- политической системы невозмож- ность предоставления национально- территориальной автономии некоторым миноритарным этническим группам. В За- падной Европе такие автономии в боль- шей степени представлены в Сканди- навских странах: Саамские парламенты в Финляндии, Норвегии и Швеции, Север- ный саамский совет, Шведская народная ассамблея в Финляндии. Успешно пред- ставлен на этнополитическом простран- стве Центральной Европы Совет нацио- нальных меньшинств в Австрии. Указан- ные национально-культурные автономии имеют по отношению к органам государ- ственной власти лишь представительские

исовещательные функции, но обладают широкими полномочиями в решении дел своих общин. Их деятельность имеет зна- чительную финансовую и иную поддерж- ку на государственном уровне.

31Экстерриториальная (корпоративная) ав- тономия восходит к идеям известных теоретиков австрийской социал-демократии К. Реннера и О. БауэраилеглавосновуБрюннскойпрограммы.

См. подробнее: Verhandlungen des Gesamtparteitages der Sozialdemokratie Österreichs, abgehalten zu Brünn vom 24. bis 29. September 1899, W., 1899.

32Нарочницкая Е.А. Указ. соч. – С. 140.

И все же этнополитика в широком смысле это не только решение националь- ного вопроса в политическом простран- стве. Характер межэтнических отноше- ний, особенно в условиях развитых де- мократий, крайне чувствителен к эконо- мическим и культурным факторам, таким как условия социально-экономического развития территорий проживания этни- ческих меньшинств, уровни доходов и ка- чество жизни этнокультурных групп и др. Этнические миноритарии крайне воспри- имчивы к языковым и религиозным про- блемам.

Вместе с тем нет прямых однозначных зависимостей между указанными экономи- ческими и культурными факторами и уров- нем межэтнического согласия или кон- фликтности. Для того чтобы человек чув- ствовал себя комфортно в условиях поли- этничного общества, будь он представите- лем этнического меньшинства или боль- шинства, необходимо не только сочетание позитивных условий политической, эконо- мической, социетальной и культурной сре- ды в совокупности. Межэтнический мир и согласие в любом обществе результат факторов вчерашнего, сегодняшнего и за- втрашнего дня. Даже в условиях комфорт- ного настоящего, но с трудной этнополи- тической историей (Испания) и неопре- деленным этнополитическим будущим (Бельгия), трудно добиться межэтнической гармонии.

Европейский опыт показывает, что эко- номические условия не могут однозначно рассматриваться факторами негативного или позитивного развития межэтнических отношений. Так, У. Коннор в работе «Эт- нонационализм» приводит много истори- ческих и современных примеров, когда мо- билизация под флагом этничности проис-

134

Идеииидеалы №1(15), т. 1• 2013

 

 

Л.В. Савинов. Идеи европейской этнополитики: реалии и перспективы

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

 

 

ходила независимо от экономической си- туации33.

Фундаментальное исследование амери- канского социолога Т.Р. Гара, проведенное в начале 1990-х годов по статистическим дан- ным о 233 меньшинствах, показало, что не существует сколько-нибудь значительного взаимовлияния между социальным неравен- ством и дискриминацией, с одной стороны, исепаратизмомсдругой34. Так, внекоторых экономически неразвитых регионах северо- восточной Англии и южных областях Ита- лии не наблюдается всплесков этнического национализма и экстремизма в отличие от экономически сильных регионов Испании Страны Басков и Каталонии. Фламандский национализм в Бельгии также развивался на экономическомподъеме Фландрии.

Т.Р. Гар выявил и отсутствие зависимо- сти успеха в решении межэтнических во- просов от характера политического режима. История знает примеры, когда закрытые об- щества на определенных этапах своего раз- вития успешно решали национальный во- прос СССР, Югославия, Китай и т. д., а также обратные примеры, когда демократии были бессильны перед этнополитически- ми вызовами (Корсика, Северная Ирландия, Страна Басков и др.). К распаду социалисти- ческой системы в начале 1990-х годов Запад в целом добился меньших успехов в сокра- щении материальных контрастов между эт- ническимиобщинами, нежеливустранении политической дискриминации. Причем до- стижения Запада в этом плане более чем в дваразауступалирезультатам, полученными коммунистическими режимами35.

33См.: Connor W. Ethnonationalism. – Princeton, 1994. – 226 p.

34Gurr T.R. Minorities at risk. – Wash., 1993. – P. 79–80.

35Там же. – P. 39.

Сегодня в Европе всплески межэтниче- ской напряженности и провалы в этнопо- литике в большей степени объясняются в рамках экономически детерминированных двух концептов: теории «внутреннего коло- ниализма» М. Хечтера36 и модели «отсталые против передовых» Д. Горовица37.

Согласно первой системе (концепту), этнические противоречия связаны с нерав- номерным распределением общественных благ и использованием, как правило, при- родных ресурсов в ущерб этническим окра- инам противостояние возможностей. Со- гласно второй системе, противоречия про- являются в случае противостояния резуль- татов несовпадения этнокультурных групп поуровнюобразования, качествужизни, до- ступу к современным технологиям и т. д.

Немаловажную роль в определении ка- чества этнополитики того или иного госу- дарства играет культурная политика по от- ношению к этническим меньшинствам. И здесь возможны две взаимно не исклю- чающие стратегии:

сохранение и развитие культурного наследия;

придание культурным кодам и симво- лам государственного статуса.

В первом случае позитивные результа- тыполитикибережногоотношенияккуль- турному наследию миноритарных этносов не решают проблемы маргинализации са- мой их культуры, в том числе придания ей фольклорных очертаний. Во втором слу- чае происходит качественно более высо- кое признание культуры этноса, в основ- ном через повышение статуса языка ми- норитарных этнических групп до государ-

36См.: Hechter M. Internal colonialism. – L., 1975. – 361 p.

37См.: Horowitz D. Ethnic groups in conflict. – Berkeley ets., 1985. – VI. – 697 p.

Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013

135

 

 

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ

 

 

ственного или официального. Классиче- ским примером политического признания языка этнического меньшинства служит Финляндия, где шведский, носители ко- торого составляют 6 % населения страны, является государственным наравне с фин- ским. В Испании каталонский язык при- знан языком повседневного общения, что не предполагает его превосходства над ис- панским. Оба языка имеют официальный статус, равнозначны и должны осущест- вляться параллельно.

Значимым примером неразрывности политических, экономических и культур- ныхаспектовэтнополитикинаевропейском континенте является ситуация с приняти- ем в 2006 году третьего в истории Катало- нии Статута (региональной конституции)38. В конце июня 2010 года Конституционный суд скорректировал некоторые политиче- ские положения Статута, которые имели явно националистический характер. Фун- даментальный тезис о том, что Каталония является «нацией», не имеет, согласно ре- шению Конституционного суда, юридиче- ской силы, а является констатацией истори- ческих реалий. Судьи КС подчеркнули, что автономный Статут Каталонии также имеет исторические корни, но ни при каких об- стоятельствах не может и не должен пред- ставлять угрозу для территориальной це- лостности Испании39.

Значимой тенденцией этнополити- ческих процессов в европейских странах являются и межэтнические отношения, формируемые миграционными процесса- ми: для Англии это иммигранты из Ин-

38Первый существовал с 1932 по 1939 г., в пе- риод Второй Республики, второй был принят в

1979 г.

39См.: Волкова Г.И. Процесс федерализации Испании // Вестник МГИМОУниверситета. – 2011. – 6. – С. 83.

дии и Пакистана, для Франции из Алжи- ра, для ФРГ из Турции, для Бельгии из Марокко.

Современный этнополитический ди- зайн Европы становится все более слож- ным в условиях глобализации и локализа- ции, неизменными спутниками которых являются миграционные процессы. Со- гласно данным международной организа- ции по миграции, количество иммигран- тов в странах Европейского сообщества колеблется от 4 до 12 % их населения: в Германии – 13,1 %, во Франции – 10,7 %, в Великобритании – 10,4 %, в Италии

7,4 %40.

В качестве ответа на миграционные вы- зовы европейские страны реализуют в той или иной степени три модели миграцион- ной политики41:

изоляционную, когда мигранты рас- сматриваются как явление временное, и се- рьезных шагов по их инкорпорации в при- нимающее общество не предпринимается (Германия, Австрия);

ассимиляционную, при которой им- миграция воспринимается как постоянное явление, и в силу этого мигрантов пытают- ся включить в общественные структуры как можно быстрее на условиях принимающей стороны интеграция становится не толь- ко правом, но обязанностью мигрантов (Франция42, Италия);

40По данным Международной организации по миграции на 2010 год. www.iom.int

41См. подробнее: Апанович М.Ю. Вопро- сы интеграции мигрантов в Европе // Вест- ник МГИМОУниверситета. – 2011. – 6. –

С. 248–255.

42См. подробнее: Шмелева Н.В. Имми- грационная политика Франции в 2000-е годы: побуждение и принуждение к интеграции // Вестник МГИМОУниверситета. – 2011. – 6. –

С. 135–140.

136

Идеииидеалы №1(15), т. 1• 2013

 

 

Л.В. Савинов. Идеи европейской этнополитики: реалии и перспективы

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

 

 

интеграционную, ориентированную на эффективное включение мигрантов в принимающее общество (Великобрита- ния, Нидерланды, Бельгия, Швеция) – «мо- дель этнических меньшинств», или «модель мультикультурализма».

Однако ни одна из этих моделей не стала универсальной на территории ЕС или же эффективной на территории хотя бы одного государства. И в Испании43, где был принят один из самых либеральных законов о миграции, и в Германии, где вве- дено четкое деление мигрантов на группы

иопределен социальный статус и префе- ренции для каждой категории44.

Таким образом, баланс между правом на культурное отличие и политическое единство проблема не только современ- нойЕвропы, ноивсехстрансложносостав- ных обществ, этнокультурная мозаичность которых сегодня значительно усиливает- ся миграционными процессами. Поэтому опыт европейской этнополитики особен- но важен для России в силу нашей циви- лизационной близости и схожести этнопо- литических реалий. Как позитивный, так и негативный европейский опыт мы можем критически учесть:

при исследовании вопросов, относя- щихся к совершенствованию институтов федерализма и регионализма;

в становлении институтов нацио- нально-культурной автономии;

в совершенствовании федеральной политики и региональной практики регу- лирования миграционных процессов;

43Low on Refugees and Asylum был принят в

1984 г. игарантировалнаибольшиесоциальныепре- ференции мигрантам, но так и не вступилв силу.

44Integrationsplan («План по интеграции»),

принимаемый федеральным правительствомФРГ.

См.: Режим доступа: http://www.bundesregierung. de/nn_56708/Content/DE/Publikation/IB/

в организации работы органов госу- дарственной власти и местного самоуправ- ления, а также институтов гражданского об- щества по управлению межэтническими отношениями и поддержанию этнобезо- пасности.

Литература

Апанович М.Ю. Вопросы интеграции мигрантов в Европе // Вестник МГИМОУниверситета. – 2011. – 6. – С. 248–255.

Валлерстайн И.М. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001. –

362с.

Волкова Г.И. Испания: государство автоно-

мий и проблема территориальной целостно-

сти. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 328 с.

Гаман-Голутвина О.В. Проблема мульти-

культурализма в Европе // Вестник МГИМОУниверситета. – 2011. – 6. – С. 16–17.

Дробижева Л.М. Российская идентичность и толерантность межэтнических отношений: опыт 20 лет реформ // Актуальные проблемы Европы. – 2012. – 2. – С. 31-4-53.

Напсо М.Б. Европейский взгляд на про- блему защиты этнонациональных интересов и национальной идентичности: к вопросу о про- движении коллективных прав этнических общ- ностей // Современное право. – 2009. – 6. –

С. 120–131.

Нарочницкая Е.А. Этнические конфликты и государство в западноевропейских демократи- ях // Актуальные проблемы Европы. – 2000. –

3. – С. 110–135.

Мартинелли А. Рынки, правительства, со- общества и глобальное управление (доклад XV конгрессу. Часть II) // Социс. – 2003. –

3. – С. 20–29.

Малахов В. Национализм как политическая идеология: учеб. пособие. – М.: КДУ, 2005. –

320с.

Паин Э.А. Этнополитический маятник. Ди-

намика и механизмы этнополитических про- цессов в постсоветской России. – М.: Институт социологии РАН, 2004. – 328 с.

Идеи и идеалы № 1(15), т. 1• 2013

137

 

 

ИДЕИ И ИДЕАЛЫ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОДХОДЫ, РЕШЕНИЯ

 

 

Раттанси А. От мультикультурализма к интеркультурализму // Режим доступа: http:// dialogs.org.ua/ru/cross/page25865.html.

Савинов Л.В. Национальный вопрос в Тур-

ции // Федерализм. – 2012. – 2. – С. 135– 146;

Савинов Л. В. Национальный вопрос в Ки- тае: эволюция политики и права // Право и по-

литика. – 2009. – 1 (109). – С. 44–55.

Смирнов А.Н. Этничность и культурный плюрализм в контексте государственной поли-

тики // Полис. – 2005. – 4. – С. 31–45.

Чем отличается этнополитический процесс от этнополитических процессов в других стра- нах // Л.В. Поляков и др. Россия в зеркале по- литологии. – М., 2001.

Шестопал А.В. Решение национальных проблем: опыт Испании // Вестник МГИМО Университета. – 2011. – 6. – С. 290–294.

Шмелева Н.В. Иммиграционная политика Франции в 2000-е годы: побуждение и принуж- дение к интеграции // Вестник МГИМО Уни-

верситета. – 2011. – 6. – С. 135–140.

Элейзер Д.Дж. Сравнительный федера-

лизм // Полис. – 1995. – 5. – С. 102–121.

Autonomy / Ed. By Suksi M. – M Hague ets., 1998. – 345 p.

Buchanan P.J. Will the PIGS Blow Up Europe? – Режим доступа: http://buchanan.org/blog/will- the-pigs-blow-up-europe-4069.

Erikson E. Psychosocial Identity // A Way of Looking at Things / Selector Papers / Ed. by S. Schlein. – N.Y.: W. W. Norton & Company, 1985.

Ethnic groups and the state / Ed. By Brass P. – L. ets., 1985. – 323 p.

Connor W. Ethnonationalism. – Princeton, 1994. – 226 p.

Gurr T.R. Minorities at risk. – Wash, 1993. – 279 p.

Hechter M. Internal colonialism. – L., 1975. –

361p.

Horowitz D. Ethnic groups in conflict. – Berke-

ley ets., 1985. – VI. – 697 p.

Payton Ph. Ethnicity in Western Europe today // Ethnicity and democratization in the new Europe. – 427 p.

Verhandlungen des Gesamtparteitages der Sozialdemokratie Österreichs, abgehalten zu Brünn vom 24.

bis 29. September 1899, W. – 1899.

138

Идеииидеалы №1(15), т. 1• 2013

 

 

Соседние файлы в папке новая папка 1