Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Эффект Зейгарник

.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
14.01.2023
Размер:
17.8 Кб
Скачать

Эффект Зейгарник

В школе Курта Левина проводились эксперименты, посвящённые динамике квазипотребностей, возникающих у человека ситуативно при намерении совершить то или иное действие. Квазипотребности заряжены некоторым количеством энергии, которая требует высвобождения. Например, ученица К. Левина Мария Овсянкина давала испытуемому 20 привлекательных простых заданий, из которых 10 в случайном порядке прерывались. После того как все 20 заданий были испытуемым выполнены (некоторые не до конца), ему говорили, что эксперимент окончен. И тем не менее что-то мешало испытуемому уйти: он мялся, тянул время, а потом вдруг говорил экспериментатору: «Дайте-ка мне долепить собаку». Или: «А можно я дорисую домик?» Тем самым был обнаружен так называемый эффект «незавершенного действия» — человек спонтанно возвращается к прерванному действию. К. Левин объяснял это тем, что энергия квази-потребности разрядилась не до конца.

«Эффект Зейгарник», названный по имени ученицы К. Левина Блюмы Вульфовны Зейгарник (1901 — 1988), также объясняется не до конца израсходованной энергией квазипотребностей. Зейгарник поставила ряд экспериментов, основной целью которых была проверка гипотезы о том, что всякая мотивация, направленная на выполнение задачи, создает у субъекта состояние напряжения, которое сохраняется до завершения задачи. Поэтому, если выполнение задачи прерывается до ее завершения, система напряжения продолжает сохраняться, обусловливая устойчивость относящихся к задаче систем мнемических следов. И наоборот, когда задача завершается, удовлетворение мотивации будет сопровождаться ослаблением напряжения, а при отсутствии этого напряжения система мнемических следов будет иметь меньшую возможность долго сохраняться. Иными словами, прерванные задачи будут лучше сохраняться в памяти, чем задачи завершенные. «Эффект Зейгарник» заключается в факте лучшего (в 1,9 раза) запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными.

В своих экспериментах она исследует вопрос о соотношении запоминания действий, которые были прерваны до окончания, и запоминания завершенных действий. Опыты проводились в 1924-1926 гг. в психологическом институте Берлинского университета. Со 164 испытуемыми (студентами, учителями и детьми) были проведены индивидуальные опыты, 2 массовых опыта, первый - с 47 взрослыми, второй - с 45 школьниками от 13 до 14 лет. Экспериментатор давал испытуемому одно за другим от 18 до 22 заданий. Часть заданий представляла собой ручную работу, другая – решение интеллектуальных задач, иные – творческие. Длились они 3-5 минут и в течение часа не встречалось двое сходных заданий. Половина из этих заданий в случайной последовательности прерывалась. Прерывание проводилось, в основном, когда испытуемый был больше всего захвачен работой, в «момент наиболее тесного контакта испытуемого с заданием». Продукты работы и материал прятались, причем таким образом, чтобы это не бросилось в глаза испытуемому.

В момент, когда испытуемый принимал решение выполнить задание на основе инструкции, возникала квазипотребность, которая сама по себе побуждала к выполнению задания, возникала динамическая система, стремящаяся к разрядке. Выполнение задания означало разрядку системы (разрядку квазипотребности), а прерывание – сохранения напряжения. Когда закрыт естественный путь для завершения задания, разрядки напряженной системы, эти напряжения продолжают существовать; причиной преобладания в памяти незавершенных действий является продолжающая существовать квазипотребность. Испытуемые часто хватались за прерванную работу, если она по недосмотру оставалась лежать на столе, чтобы закончить ее.

После того, как испытуемый возвращал последнее задание, экспериментатор спрашивал: "Скажите, пожалуйста, какие задания Вы делали во время опыта?" Время для перечисления заданий для испытуемого не ограничивалось. Испытуемый занимался этим до тех пор, пока сам не останавливался. Экспериментатор записывал задания в порядке их перечисления. Часто вслед за относительно плавным перечислением следовала заминка, во время которой испытуемый пытался вспомнить остальные задания. Во время заминки спокойное поведение испытуемых менялось, они хаотично пытались вспомнить задания, и часто вместо поиска новых еще раз перечисляли уже названные. Таким образом выяснилось, что незавершенные действия лучше сохраняются в памяти, чем завершенные. К тому же, потребностные напряжения вызывали не только непосредственно тенденцию к завершению задания, но и способствовали впоследствии их лучшему воспроизведению. Было отмечено, что у младших детей сильнее потребность в завершении действия и сильнее тенденция к возобновлению. Иногда дети, приходя к экспериментатору спустя 2 или 3 дня, просили дать им закончить задание.