Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

учебный год 2023 / Лекция 5

.DOC
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
94.72 Кб
Скачать

5. Я остановился на началах рецепции в XV столетии более детально потому, что причины и основания изучаемого процесса, как всегда, более заметны в самом начале, чем во время дальнейшего развития. Однако практическая сторона этого процесса, его результаты в сфере судопроизводства и законодательства обнаружились главным образом в XVI веке. Германские суды с их особыми процессуальными формами и их обычным правом были вытеснены трибуналами, следовавшими римским правилам; прежде всего это вытеснение началось благодаря организации центрального имперского суда, «Reichskammergerricht». Для своего руководства этот суд сознательно принял римское право в качестве общего права Империи. Это произошло в 1495 году, когда «Reichskammergericht» был окончательно организован как постоянный трибунал. Событие это стояло в связи с общим стремлением к усилению имперских учреждений в царствование Мансимилиана. Империя была преобразована на началах федерации для поддержания общественного мира, разделена на округа и подчинена в судебной области «Reichskammergericht’у». Этот высший суд, правда, никогда не достигал такого решающего влияния, как английские королевские суды и французские парламенты, но все же он являлся центром, где сосредоточивалось общее право Империи, и, несмотря на медлительность и слабость в исполнении решений, оказывал значительное влияние на судебные учреждения во всех государствах, входивших в состав Империи. Вначале было установлено, что одна половина из его шестнадцати заседателей должна состоять из докторов права, а другая из рыцарей. Затем был издан декрет, постановлявший, что даже эти рыцари должны по возможности выбираться из лиц, сведущих в римском праве. Трибунал, составленный таким образом, естественно склонялся в сторону рецепции чужеземного права вопреки туземной обычной юриспруденции. Юстинианово право было рецепировано in complexu, во всех своих деталях, с тем однако характерным ограничением, что оно было взято не непосредственно из оригинальных источников, а из текста, глоссированного итальянскими учеными. Правило, что доктрины, не принятые глоссаторами, не могут быть приняты в соображение судей (quod nonagnoscit glossa non agnoscit forum), было более чем признанием великого литературного авторитета Ацо, Аккурсия, Бартола, Бальда и т.д. Оно было необходимо во избежание частностей, слишком тесно связанных с древней жизнью и совершенно неудобных для перенесения в Германию.

Примеру, данному «Reicskammergericht’ом, непосредственно последовали верховные суды разных княжеств, и рецепция стала распространяться с верхней ступени лестницы вниз. Важность этой постепенной ассимиляции низшими судами руководящих принципов высших трибуналов хорошо иллюстрируется, например, историей рецепции в княжествах Юлих и Берг (в Рейнской провинции). Штаты этой провинции решили в 1534 и 1537 годах преобразовать свои законы по римским образцам с целью устранить несогласия с верховным судом («Reichskammergericht»). Под влиянием такого рода побуждений, движение в сторону кодификации местных законов и в сторону их реформирования на основе римских доктрин распространилось по всей Германии. Города Вормс и Нюрнберг одни из первых поспешили произвести такую реформу (1479 г.). Большинство монархически организованных княжеств сделали то же самое, за исключением некоторых Северо-Германских государств, которые продолжали придерживаться юриспруденции, основанной на «Sachsenspiegel».

В этом освещении рецепция является главным образом движением высших классов и связанных с ними государственных властей. В низших слоях населения она встречала значительную оппозицию. На юристов смотрели как на дурных христиан (Die Juristen sind bose Christen). Иногда они наталкивались на открыто враждебное отношение со стороны народных учреждений: два констанцских доктора, напр., были прогнаны судом Schoffen’ов в Тургау, так как заседатели не желали слушать о Бартеле и Балделе (Bartolus и Baldus) и решили придерживаться старых обычаев. Восставшие крестьяне в 1525 году в подложном документе, прозванном «Реформацией Императора Фридриха III», объявляют, что «все доктора права должны быть устранены, и правосудие должно твориться по закону Моисея, потому что не годится людям пользоваться лучшим законом, чем тот, который возвещен Богом». Ульрих фон-Гуттен не переставал нападать на жадную, невежественную, педантичную толпу юристов, которые затемняют самые простые вопросы и пользуются своим претенциозным образованием, чтобы выжимать соки из бедного люда. Но в общем рецепция иностранного общего права была встречена с гораздо меньшей враждой, чем можно было ожидать, судя по радикальности этой меры. Ученые судьи германских судов стали романистами. Принципиальная несообразность этой попытки стала очевидной лишь значительно позднее, когда немцы стали пытаться воскресить туземные правовые обычаи из забвения и вывести их из пренебрежительного применения в низших судах, куда они были оттеснены. Реакция германского права против искусственной рецепции совершилась уже в наши дни благодаря таким людям, как Гейслер, Безелер, Гирке, и оружие, которым пользовались они, было добыто путем реконструкции общих доктрин германского права при помощи истории.

Какое общее заключение можно вынести из сложного исторического процесса, который мы только что изучили? По-видимому, при всем разнообразии тонов и ритма, в его ходе можно отметит постоянную встречу двух или трех основных мотивов. Ясно, во-первых, что рецепция римского права в значительной степени зависела от политических причин. Римская правовая система была подчинена идее государства, господствующего над индивидуумами и классами и свободного от характерного для феодализма смешения частных и публичных интересов. Рецепция римского права не могла не привлечь к себе симпатий всех пионеров государственности - властолюбивых императоров, честолюбивых местных князей, реформаторов-легистов и даже церковных носителей идей права и порядка. Сложившись в эпоху высоко развитой социальной жизни, римское право во многих отношениях удовлетворяло требованиям экономического развития. Хотя история никогда не повторяется, и условия промышленности и торговли в Европе XIV столетия значительно разнились от экономического уклада Римской Империи, все же в римских юридических сочинениях были накоплены результаты обширного опыта по сооружению юридических рамок для торговых и иных сделок. Передовые классы, на исходе средних веков, не замедлили воспользоваться этим достоянием и его влияние особенно сказалось на обязательственном праве. Наконец с точки зрения чистой юриспруденции научная ценность римского права не может быть подвергнута сомнению. Оно заявляет о себе всякий раз, как возникает теоретическая разработка юридических тем. Как только выработка общего права стала социальной необходимостью, римская правовая система стала реальной силой не только в школах, но также и в судах. История римского права в средние века свидетельствует о скрытой мощи и организующей силе идей среди изменчивой обстановки фактов.

Соседние файлы в папке учебный год 2023