Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / 22. Государственный строй и законодательство Якобинской диктатуры

..docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
16.12.2022
Размер:
26.57 Кб
Скачать

Вопрос 22 Государственный строй и законодательство Якобинской диктатуры

  • 1. Якобинская диктатура. Законодательство

Народное восстание 31 мая - 2 июня 1793 г., во главе которого стоял повстанческий коми­тет Парижской коммуны, привело к изгнанию жирондистов из Конвента, уже ставшего сосредоточением государственной власти, и положило начало периоду правления яко­бинцев в нём. Французская революция вступила в третий этап (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.).

Речи и действия якобинцев, особенно монтаньяров, отражали господствовавшие бунтарские и эгалитарные настроения революционно-де­мократических сил (мелкая буржуазия, крестьянство, де­ревенская и особенно городская беднота), участие которых в революции достигло кульминации. Благодаря этому, во Франции в это время окончательно утвердился новый общественный и государственный строй, была отведена угроза интервенции войск коалиции европейских держав и рес­таврации монархии, крестьянству были распроданы конфискованные земли. Историческая особенность была и в использовании якобинцами насиль­ственных методов расправы с "врагами".

В период якобинской диктатуры были приняты новые Декларация прав человека и гражданина и Конституция (впервые принята на референдуме, но не действовала ни дня) Наиболее показательным примером радикальности якобинцев может служить их аграрное зако­нодательство, по которому крестьяне превращались в мелких собственников:

  • В июне 1793 г. Конвент предусмотрел продажу в рассрочку земель, конфискованных у дворянской эмиграции. Тогда же крестьянским общинам возвращали захваченные дворянством земельные угодья, которые в поделённом виде стали собственностью крестьян.

  • Июльский Декрет "Об окончательном упразднении феодальных прав" безого­ворочно признавал отменёнными все феодальные платежи и повинности. В принципе якобинцы выступали за сохранение существующих отношений собственности и не удовлетворили всех требований крестьянских масс (о конфискации дворянских земель, об уравнительном и бесплатном их разделе).

  • Принципы нового общественного строя закрепил сентябрьский Декрет: "ни один француз не может пользоваться феодальными правами в какой бы то ни было области под страхом лишения всех прав гражданства".

  • Ввиду чрезвычайных обстоятельств Конвент отступил от принципов свободы торговли и неприкосновенности частной собственности, когда ввёл смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости. А позднее декретом о максимуме устанавливались твердые цены на про­довольствие.

  • Вантозские декреты 1794 г. предполагали бесплатное распределение среди неимущих патриотов соб­ственности, конфискованной у врагов революции, но не были проведены в жизнь из-за противодействия со стороны тех политических сил, которые считали, что идея равенства не должна осуществ­ляться столь радикальными мерами. В мае 1794 г. Конвент декретировал введение системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков. Было отменено раб­ство в колониях.

На место религиозных верований якобинцы хотели поставить культ разума, некую социальную религию, возвысить республиканские ценности.

  • 2. Государственный строй якобинской диктатуры

Основы органи­зации революционного правительства были определены Кон­вентом в ряде декретов, в частности в Учредительном законе 1793 г. "О революционном порядке управле­ния".

Высшие органы

1. Национальный Конвент. Декретом предусматривалось, что "единствен­ным центром управления" в республике является Нацио­нальный конвент. За ним признавалось исключительное право на принятие и толкование декретов. Такое закрепле­ние руководящей роли Конвента в системе органов револю­ционной диктатуры было обусловлено самим ходом политической борьбы. После изгнания жирондистов преобладающим влиянием в нем пользовались именно якобинцы. Более того, Конвент был тесно связан с Парижской коммуной, т. е. был признанным центром рево­люционных сил того времени.

  • Конвент координировал деятельность высших и местных органов власти: в департаменты и в армию посылались комиссары из числа депутатов (и складные гильотины), которые в т.ч. осуществляли контроль за примене­нием декретов, могли отстранять должностных лиц в депар­таментах и генералов в армии.

  • Комиссары Конвента брали на себя иногда и непо­средственные административные функции (издавать обязательные распоряжения, командовать воинскими частями).

  • Конвент назначал судей, присяжных, общественных обвини­телей и их помощников

2. Комитет общественного спасения - правительственная власть. Его роль особенно возросла, когда во главе его вместо склонного к компромиссам Дантона встали М. Робеспьер и его ближайшие соратники - Сен-Жюст, Кутон и др. Комитету должны были подчиняться временный исполнительный совет, министры, генералы. Комитет представлял отчеты о своей работе в Национальный конвент.

Управление на местах

3. К задачам революционной диктатуры было приспособ­лено управление на местах. Вопросы принятия законов, а также проведения "мер управления и общественного спасения" по закону 1794 г. были изъяты из ведения администрации департаментов и решались непосредственно революционным правительством. Наиболь­шую активность в местном управлении проявляли муни­ципалитеты, из которых были изгнаны жирондисты. В ра­боте коммун и их секций, в генеральных советах широкое участие принимали низы городского и сельского населе­ния.

4. Революционные комитеты, которые переняли функции надзора за враж­дебными республике иностранцами в каждой коммуне и секции от созданных ещё в 1793 г. наблюдательных и иных специальных комитетов. Революционные комитеты состояли из преданных революции граждан, вследствие чего превратились в главную опору Комитета об­щественного спасения на местах. Позднее эти комитеты были привлечены к контрреволюционной борьбе.

5. Якобинский клуб в Париже - политический штаб революции, а также его отделения заняли важное место в системе революционной диктатуры.

Специальные органы и армия

Одной из существенных особенностей якобинской дик­татуры было создание специальных органов, предназначен­ных для борьбы с внешними врагами и внутренней контр­революцией методами революционного террора.

  • Согласно декрету 1793 г. создавалось всеобщее ополчение: был осуществлён переход от добровольческого принципа к обязательному набору, т. е. созданию массовой народной армии. Батальоны ново­бранцев, слитые с кадровыми частями (так называемая амальгама армии), привносили в армейскую среду револю­ционный дух и укрепляли боеспособность воинских подразделений. Революционная ар­мия очистила к началу 1794 г. территорию Фран­ции от войск коалиции и подавила контрреволюционные мятежи.

  • Комитет общественной безопасности осуществлял "особый надзор" за всем тем, что касалось "личности и полиции". Он был подчинён непосредственно Конвенту. КОБ был наделён правом расследования контрреволю­ционной деятельности, ареста и предания суду врагов рес­публики. Его деятельность была направлена против "подозрительных", которые "не проявляли постоянно своей преданности революции", не получили "свидетельств о благонадежности".

  • Революционный трибунал, созданный ещё жирондистским Конвентом, но реорганизованный якобинцами в орудие террора. Действовал упрощённый порядок судопроизводства, был отменён институт защитников. Это позволяло вести целена­правленную борьбу с полити­ческими противниками революционного правительства - роялистами, жирондистами, агентами иностранных держав.

Система контрреволюционных органов была сосредоточена в руках Робеспьера и его приближённых, в результате чего она всё более утрачивала революционную направленность, но превращалась в орудие расправы с (а) правыми, не приемлющими максимализма якобинцев; (б) левым крылом самих якобинцев ("бешеными", эбертистами), представлявшим интересы низов городского и сельского населения и выступавшими за продолжение революции. Вместе с тем политические репрессии якобинцев вели к падению их авторитета и сужению соци­альной базы их власти: многомиллионное мел­кособственническое крестьянство утратило свой революци­онно-демократический настрой, отвернулось от якобинцев, в то время как социально-экономическое законодательство привело к появлению "новых богачей" (нуворишей), которых раздражали ограничения предпринимательства.

10 июня 1794 г. Конвент под давлением Робеспьера при­нял декрет "О врагах народа", который еще более упрощал судебную процеду­ру. Само поня­тие "враг народа" по декрету было сформулировано широ­ко и неопределенно. За все преступления, подлежащие ведению Революци­онного трибунала, назначалась смертная казнь.

В условиях, когда правящий блок быстро разваливался, в Конвенте созрел заговор "болота" и группы монтаньяров. Поскольку вожди якобинцев исчерпали резервы своей революционной активности, а потому не могли вновь опереться на народные массы, их правление все более приобретало черты политического самоубийства. Планы заговорщиков удалось осуществить 27 июля 1794 г. (9 термидора - по республиканскому календарю). Лидеры якобинцев под крики "долой тиранов!" были переданы Революционному трибуналу и гильотинированы.