Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Вяземский П.А.. Ревизор комедия, соч. Н. Гоголя

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
173.8 Кб
Скачать

Добров

О! прокурор!

Чтоб в рифму мне сказать, существеннейший вор. Вот прямо в точности всевидящее око:

Где плохо что лежит, там метит он далеко, Не цапнет лишь того, чего не досягнет. За праведный донос, за ложный он берет;

Щечит за пропуск дел, за голос, предложенья, За нерешение решимого сомненья, За поздний в суд приход, за пропущенный срок, И даже он дерет с колодников оброк.

Прямиков

А о секретаре?..

Добров

Дурак, кто слово тратит, Хоть им бы как ладонь, он что-нибудь да схватит.

Указы знает все, как пальцев пять своих. Экстрактец сочинить без точек, запятых, Подчистить протокол, иль лист прибавить смело, Иль стибрить документ -- его вве это дело;

Ис Праволовым он запазушны друзья. Он вам накаверзит, весьма уверен я.

Идельцо знать к себе он прибрал по секрету; По крайности, его в моем повытье нету.

Прямиков

Изрядно эту мне ты шайку описал! Какая сволочь!

Добров

Я вам истину сказал.

Далее деньги тут даются не взаймы, a в явный подкуп. Председатель гражданской палаты, члены, прокурор поют хором:

Бери, большой тут нет науки; Бери, что только можно взять. На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать, брать, брать?

Все возможные сатурналии и вакханалии Фемиды, во всей наготе, во всем бесчинстве своем раскрываются тут на сцене гласно и торжественно. Гражданская палата заседает, слушает и судит дела в той же комнате, где за несколько часов пред тем бушевала оргия; вчерашние бутылки валяются под присутственным столом, прикрытым красным сукном, которое, по мнению повытчика, "множество привыкло покрывать. И не таких грехов!"

Вероятно, и в то время находились люди, которые говорили, что в самом деле не могут существовать в России и нигде такие нравы, что это клевета, и проч. Между тем Капнист, посвящая свою комедию императору Павлу I, отвечал на сии обвинения, обращаясь к его высокому имени:

Ты знаешь разные людей строптивых нравы, Иным не страшна казнь, а злой боятся сланы. Я кистью Талии порок изобразил; Мздоимства, ябеды, всю гнусность обнажил И отдаю теперь на посмеянье света.

Не мстительна от них страшуся я навета, Под Павловым щитом почию невредим; Но быв по мере сил споспешником твоим, Сей слабый труд тебе я посвятить дерзаю Да именем твоим успех его венчаю.

Благородные чувства и благородный язык поэта были доступны к просвещенному великодушию государя9. Он изъявил согласие свое на просьбу его, и статс-секретарь Нелединский написал к нему следующее письмо:

"Милостивый государь мой, Василий Васильевич!

Его императорское величество, снисходя на желание ваше, всемилостивейше дозволяет сочиненную вами комедию, под названием: "Ябеда", напечатать с надиисанием о посвящении оного сочинения августейшему имени его величества.

С совершенным почтением и преданностью, честь имею пребыть вашим, милостивый государь мой, покорнейшим слугою

Юрий Нелединский-Мелецкий.

В Павловске, июня 29 дня 1798 года".

Конечно, чувство патриотической щекотливости благородно: народное достоинство есть святыня, оскорбляющаяся малейшим прикосновением. Но при этих чувствах ие должно быть односторонним в понятиях своих. При излишней щекотливости вы стесняете талант и искусство, стесняете самое нравственное действие благонамеренной литературы. Комедия, сатира, роман

нравов исключаются из нее при допущении подобного чувства в безусловное и непреложное правило. После того ни одно злоупотребление не может подлежать кисти или клейму писателя; ни один писатель не может быть, по мере сил, споспешником общего блага, по выражению Капниста. Личность, звание, национальность, а наконец и человеколюбие будут ограждать злоупотребителей опасением нарушить уликою в злоупотреблении уважение к тому, что под ним скрывается достойного уважения и неприкосновенного. Но мир нравственный и мир гражданский имеют свои противоречия, свои прискорбные уклонения от законов общего благоустройства. Совершенство есть цель недостижимая, но совершенствование есть не менее того обязанность и свойство природы человеческой. Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного умного человека; неправда: умен автор. Говорят, что в комедии Гоголя не видно ни одного честного и благомыслящего лица; неправда: честное и благомыслящее лицо есть правительство, которое, силою закона поражая злоупотребления, позволяет и таланту исправлять их оружием насмешки. В 1783 году оно допустило представление "Недоросля", в 1799-м "Ябеды", а в 1836-м "Ревизора".

1836

ПРИПИСКА

При появлении "Ревизора" было, как сказано выше, много толков и суждений в обществе и в журналах. Кроме самого литературного достоинства ее, входила в разноречивые соображения о ней и задняя, затаенная мысль. Комедия была признана многими либеральным заявлением, вроде, например, комедии Бомарше: "Севильский цирюльник", признана за какой-то политический брандс-кугель {Горящая бомба (от нем. Brandkugel).}, брошенный в общество под видом комедии. Это впечатление, это предубеждение, разумеется, должно было разделить публику на две противоположные стороны, на два лагеря. Одни приветствовали ее, радовались ей как смелому, хотя и прикрытому нападению на предержащие власти. По их мнению, Гоголь, выбрав полем битвы своей уездный городок, метил выше. Известно, до какой степени бывают легковерны так называемые либералы. При малейшем движении, при самой неосновательной надежде, они готовы заключить, что прибывает к их полку, и простодушно радуются победе своей. Невозможно исчислить, сколько глупостей совершается у нас во имя и ради пошлого либерализма. Жалко смотреть на молодых людей, рожденных не без способностей и некоторого дарования; они могли бы оказать пользу литературе нашей, но сбиваются с дороги своей и с толку, потому что прежде всего хочется им показать, что они не отстают от либералов.

С этой точки зрения другие, разумеется, смотрели на комедию как на государственное покушение: были им взволнованы, напуганы и в несчастном или счастливом комике видели едва ли не опасного бунтовщика. Дело в том,

что те и другие ошибались. Либералы напрасно встречали в Гоголе единомышленника и союзника себе, другие напрасно открещивались от него, как от страшилища, как от нечистой силы. В замысле Гоголя не было ничего политического. Он написал "Ревизора", как после написал "Шинель", "Нос" и другие свои юмористические произведения. У либералов глаза были обольщены собственным обольщением; у консерваторов они были велики. Помню первое чтение этой комедии у Жуковского на вечере, при довольно многолюдном обществе10. Все внимательно слушали и заслуживались; все хохотали от доброй души; никому в голову не приходило, что в комедии есть тайный умысел. Тайный умысел открыли уже после слишком зоркие, но вполне ошибочные глаза. Много было написано, и много еще пишется о Гоголе; но кстати здесь сказать: во многоглаголии ни спасения, ни истины нет.

1876

КОММЕНТАРИИ

Впервые литературное наследие П. А. Вяземского было собрано в двенадцатитомном Полном собрании сочинений (СПб., 1878--1896); в нем литературно-критическим и мемуарным статьям отведено три тома (I, II, VII) и, кроме того, пятый том содержит монографию о Фонвизине. Во время подготовки ПСС Вяземский пересмотрел свои статьи, дополнив некоторые из них Приписками, которые содержат ценнейшие мемуарные свидетельства. В то же время необходимо учитывать, что на характере этих дополнений сказались воззрения Вяземского поздней поры. Специально для ПСС он написал обширное "Автобиографическое введение". ПСС не является полным сводом произведений Вяземского; в последние годы удалось остановить принадлежность критику некоторых журнальных статей и его участие в написании ряда других работ (подробнее об этом см.: М. И. Гиллельсон. Указатель статей и других прозаических произведений П. А. Вяземского с 1808 по 1837 год. -- "Ученые записки Горьковского государственного университета", вып. 58, 1963, с. 313--322).

Из богатого наследия Вяземского-прозаика для настоящего издания отобраны, как нам представляется, наиболее значительные литературнокритические работы, посвященные творчеству Державина, Карамзина, Дмитриева, Озерова, Пушкина, Мицкевича, Грибоедова, Козлова, Языкова, Гоголя. В основном корпусе тома выдержан хронологический принцип расположения материала. В приложении печатаются отрывки из "Автобиографического введения", мемуарные статьи "Ю. А. НелединскийМелецкий" и "Озеров".

Учитывая последнюю авторскую волю, статьи печатаются по тексту ПСС; исключение сделано для отрывков из "Автобиографического введения", так как авторская правка по неизвестным причинам не получила отражения в ПСС; во всех остальных случаях разночтения, имеющие отношение к

творческой истории статей, приведены в примечаниях к конкретным местам текста.

"РЕВИЗОР". КОМЕДИЯ СОЧ. Н. ГОГОЛЯ. С.-ПЕТЕРБУРГ, 1836 г.

Приступая к изданию "Современника", Пушкин приглашает Гоголя быть сотрудником журнала; Гоголь охотно принимает лестное для него, молодого литератора, приглашение. И когда несколько месяцев спустя издание и постановка "Ревизора" вызывает бурю негодований, то естественно, что именно в "Современнике" появляется статья в защиту комедии Гоголя.

После выхода первого тома "Современника" Белинский, имея в виду выступления Вяземского в "Литературной газете" Дельвига в защиту "литературной аристократии", писал "...избавь нас, боже, от его <Вяземского> критик так же, как и от его стихов..." (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. II. М., 1953, с. 183). Белинский опасался, что новые статьи Вяземского, написанные в том же духе, будут на руку издателям "Московского наблюдателя", журнала, о которым у него, сотрудника "Телескопа", шла ожесточенная полемика. И действительно, в статье о "Ревизоре" Вяземский взял сторону "Московского наблюдателя": "Нельзя не желать для пользы литературы нашей и распространения здравых понятий о ней, чтобы сей журнал сделался у нас более и более известным. Особенно критика его замечательно хороша. Невыгодно подпасть под удары ее, но по крайней мере оружие ее и нападения всегда благородны и добросовестны. Понимаем, что и при этом случае издатели "Телескопа" и другие в добродушном и откровенном испуге воскликнут: "избави нас, боже, от его критик!" Но каждый молится за свое спасение: это натурально". Белинский, в свою очередь, в одной из рецензий отметил: "Но увы! вторая книжка вполне обнаружила этот дух, это направление; она показала; явно, что "Современник" есть журнал "светский", что это петербургский "Наблюдатель"... разборы "Ревизора" г. Гоголя и "Наполеона", поэмы Эдгара Кине, подписанные литерою В., должны совершенно уронить "Современника" (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. II.

М., 1953, с. 234, 236-237).

Прошло два десятилетия, и, отвергнутая в пылу полемики Белинским, статья Вяземского о "Ревизоре" получила полное одобрение Чернышевского; он писал в 1856 г.; "По смерти Пушкина, друзья его продолжали быть и друзьями Гоголя, как человека, и почитателями его таланта. Из этих людей двое, князь Вяземский и г. Плетнев, были журналистами, и оба они очень верно прнимали произведения Гоголя. Все написанное ими о нем принадлежит к числу лучшего, что только было написано о Гоголе" (Н. Г. Чернышевский.

Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 127).

В статье о "Ревизоре", которая должна была защищать Гоголя от политической клеветы и доносов, Вяземский вынужден был по тактическим соображениям писать "не в полный голос" о сатирическом потенциале комедии; "Ревизор" наделал слишком большой переполох, чтобы можно было

ставить точки над i. И тем не менее Вяземский не побоялся заявить, что Гоголь является наследником сатиры Фонвизина, Капниста и Грибоедова и что "Ревизор" занял место вслед за комедиями "Бригадир", "Недоросль", "Ябеда", "Горе от ума" и даже "стал выше некоторых из них".

Впервые -- С, 1836, т. II, с. 285--309. Печатается по изд.: ПСС т. II, с. 257--

275.

1 Намек на рецензию Белинского (см. преамбулу к статье).

2Речь идет о комедиях Мольера "Проделки Скапена", "Лекарь поневоле"

и"Господин де Пурсоньяк".

3 Теньер -- вероятно, Давид Тенирс (Teniers) Младший, фламандский живописец. Здесь, возможно, имеются в виду его картины на сюжеты из жизни крестьян ("Деревенский праздник", "Крестьянская свадьба", "Игра в щелчок" и

др.).

Поль-Потер -- Поттер Паулюс, голландский живописец и офортист. Писал картины, изображающие пейзажи со стадами на пастбище и жанровыми сценками ("Бык", "Корова у воды", "Ферма и др.).

4 Кауфман Ангелика -- немецкая художница, живописец и график, представительница классицизма.

5 "Мизантроп", "Тартюф" -- комедии Мольера.

6 В предисловии к поэме "Цыганка" Баратынский писал: "На человека совершенно добродетельного, то есть чуждого всякой слабости, ни совершенно порочного, то есть чуждого всякого доброго побуждения. Жалеть об этом нечего: один был бы добродетелен по необходимости, другой порочен по той же причине; в одном не было бы заслуги, в другом вины; следственно, ни в том, ни в другом ничего нравственного".

7 Монтион Жан Батист Антуан, барон; известен как учредитель Монтионовских премий во Франции за добродетель. Большую часть своего состояния завещал на дела благотворительности и для поощрения научных занятий.

8 Приводятся отрывки из комедии В. В. Капниста "Ябеда".

9 Надо полагать, что столь нарочитое подчеркивание "великодушия" монархов в судьбе "Ябеды" Капниста, "Бригадира" и "Недоросля" Фонвизина было вызвано тактическими соображениями. Еще более в этом убеждает упоминание в одном ряду с ними комедии Грибоедова, которая, как известно, имела сложную литературную историю (впервые с цензурными изъятиями "Горе от ума" было опубликовано в 1833 г.; без сокращений текст комедии в России был разрешен лишь в 1862 г.).

10 19 января 1836 г. Вяземский писал А. И. Тургеневу в Париж: "Вчера Гоголь читал нам новую комедию "Ревизор" ...Он удивительно живо и верно, хотя и карикатурно, описывает наши moeurs administratives <чиновничьи нравы>. Вигель его терпеть не может за то, что он где-то отозвался о подлой роже директора департамента. У нас он тем замечательнее, что, за исключением Фонвизина, никто из наших авторов не имел истинной веселости" (ОА, т. III, с. 285). Подробнее об отношениях Вяземского и Гоголя

см.: G. Wytrzens. Vjazemskij und Gogol.-- Wiener Slavistiches Jahrbuch, 1955, B. IV, SS. 83--96.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]