Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Pravo_Shumera-Akkada

.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
121.07 Кб
Скачать

92

Глава 4. Право и общество стран Передней Азии

4.1. Правовая цивилизация Древнего Шумера

93

Н о и эта попытка не была свободна от старых противоречий, так как цари Ура официально титуловали себя «царями Шумера и Аккада».

Право Шумеро-Аккада

В Месопотамии право находится под сильнейшим вли­янием шумеров и их культуры. Однако точно установить степень этого влияния не представляется возможным. Мы можем предположить, что в значительной мере влияние было сильным в тех отраслях права, которые регулировали процесс (формы ордалий) и те сферы жизни, где шумеры были традиционно сильны: земледелие, торговля и про­мышленность. В целом можно заключить, что шумерское право уже на раннем этапе своего развития стало эталоном для других государств, развивавшихся на основе культуры Шумера.

До нас дошли некоторые фрагменты из сборников (ко­дификаций?) законов, принадлежащих правителям Шуме­ра и Аккада. Из них очевидно, что, во-первых, уже тогда существовала определенная традиция в оформлении текста права. О Египте, например, у нас таких сведений нет. Здесь мы можем выделить следующие составляющие этой тради­ции.

I. Форма предполагается письменной. Причем понятно, что часто на письме записывается обычай, как это явствует из содержания реформы Урукагины, несомненно, издавше­го ряд законов (до нас не дошли), целью которых было воз­вращение к нормам обычного права.

П. Текст права излагается в определенной последова­тельности. Видны начатки систематики права. Нормы, ре­гулирующие один и тот же институт, не разбросаны хаотич­но по памятнику, а составляют более или менее плотную группу.

III. Что касается основной части текста права, религиоз­ные вопросы зачастую отделены от вопросов юридических. Только преамбула закона содержит традиционную ссылку на волю бога как действительного законодателя. В самом тексте закона влияние этого бога практически не просле­живается.

Во-вторых, уровень законодательствования настолько высок, что мы можем предположить существование силь­ных кодификационных традиций у законодателя. Это озна-

чает, что существует, очевидно, архив с правовыми актами, которые подвергаются научной обработке. Наше предполо­жение подтверждается следующим пунктом.

В-третьих, до нас дошли учебные юридические матери­алы от эпохи Ура (Шумеро-Аккада) до Нововавилонско­го царства. Это, прежде всего, датируемый рубежом XX в. до Р. X. Апа Иглзи — сборник шумерских грамматических парадигм, юридических терминов, оборотов речи (формул). Кроме того, сюда входили образцы юридических казусов и законов. В последующем этот сборник был переведен на аккадский язык. Можно предположить, что такой сбор­ник вряд ли был единственным.

В-четвертых, по сохранившимся фрагментам мы можем охарактеризовать степень развитости институтов права в Шумере как весьма высокую.

Вещное право в Шумеро-Аккаде знало институт част­ной собственности не только на рабов и движимость, но и на землю (недвижимость). До нас дошло много доку­ментов о ее купле-продаже (XXVIII в.):

«Поля лагашские покупные... всего 150... бур поля, 3820 мин меди, [столько-то] гур ячменя, 20 овец — цена поля. Лугальникал, жрец Нингирсу, — [человек], определивший поле» [Дьяконов, 1959, с. 47].

Знаменательным является и то, что до нас дошли куп­чие царя на землю, в которых он выступает не как суверен, а как обыкновенное частное лицо. Вещное право Шумера тем не менее несло на себе отпечаток родовых пережитков. Интересно отметить, что по статусу землевладения напо­минали вотчину московского права в части сравнения с ус­ловиями их продажи. Известно, что вотчина может быть выкуплена обратно согласно принципу родового наследова­ния; чтобы этого не произошло, все родственники, имеющие право такого выкупа, должны были свидетельствовать сдел­ку, таким образом приобреталось глсИиз сопзепзиз на утерю ими своих родовых прав. То же самое видим и в Древнем Шумере, как, впрочем, и в Древнем Китае (эпоха Инь). Ввиду существования в Шумере сложной классификации видов землевладения институт аренды (еп§аг) был весьма развит.

Рабство представлено по фрагментам шумеро-аккадских законов в довольно мягком состоянии. Статья 14 законов Исина (XX в.) предписывала освобождать кабальных рабов за отработку долга:

94

Глава 4. Право и общество стран Передней Азии

4.1. Правовая цивилизация Древнего Шумера

95

« Если раб мужа возместил свое рабство своему господи­ну и было подтверждено, что он возместил своему господи­ну вдвойне, тот раб должен быть освобожден».

За укрывательство беглого раба полагался штраф в раз­мере одного раба за каждого укрытого. В общем, необходи­мо заметить, не может быть и речи о преобладании рабского труда над свободным наемным трудом. Хотя понятие «сво­бодный» может быть подвергнуто уточнению в сторону ли­тургической его основы.

Обязательственное право нам неизвестно, кроме норм, регулирующих ростовщический процент. Очень подробно этот вопрос рассматривают законы Билаламы. Институт найма представлен договором найма раба. По шумерским семейным законам в случае невозможности для раба ис­полнить работу, ради которой он был нанят, хозяин раба платил пеню в размере */2 наемной платы.

Больше всего дошедшего до нас правового материала посвящено вопросам семьи и брака. Так, шумеро-аккад-цы знали брак в виде покупки жены. Жених обязан был заплатить выкуп. Шумерские законы допускают развод, инициатором которого может быть, судя по всему, толь­ко мужчина. Бывшей жене при этом он обязан уплатить штраф — 4/2 мины серебра. Жена же, наоборот, лишена та­кого права:

«Если жена возненавидит своего мужа и скажет ему: "Ты не мой муж", — то ее следует предать реке» (ст. 5 шумер­ских семейных законов).

Хотя, стоит заметить, в этих отрывках ощущается силь­нейшее влияние семитов.

Обязательным условием действенности брака было усло­вие заключения брачного контракта; без него брак считался недействительным. Законы Билаламы гласили: «Если чело­век возьмет в жены дочь человека, не спросив ее отца и ма­тери, а также не заключит с ее отцом и ее матерью согла­шения и письменного договора, то даже если она проживет в его доме с год времени, она не жена» (ст. 27 Законов).

Уголовное процессуальное право также находилось под влиянием семитов. Это в первую очередь касается ордалий и других видов Божьего суда, сходные институты которо­го семиты, по всей видимости, не заимствовали у шумеров. Шумер знал уже принцип объективности вины:

«Если кто-нибудь толкнул [нечаянно] дочь мужа и она потеряла плод своего чрева, то он уплатит 10 сиклей сереб­ра». При преднамеренном совершении того же действия штраф равнялся уже Уз мины серебра [Струве, 1936, т. 1, с. 44]. Разница, как видим, между ущербом, нанесенным по неосторожности, и ущербом, нанесенным с умыслом, за­ключается в двукратной величине пени.

Что касается средств доказывания на процессе (тесНа ргоЬагготз), то в Шумере существовала клятва как средс­тво доказывания: ст. 37 законов Билаламы.

В-пятых, характерным для Шумеро-аккадского царства, как, впрочем, и для последующих государственных образо­ваний этого региона, является наличие обширного инсти­тута, который может быть условно назван «институтом го­сударственного регулирования экономики». Сюда, прежде всего, относятся нормы, регулирующие тарифы заработной платы, ставки по договору личного найма. Подробно, на­пример, регулируется поденная плата найма осла, других вьючных животных, устанавливаются заработная плата ка­питана корабля, тот же ростовщический процент и т.д. Сто­ит при этом отметить, что установленный таким образом тариф не соответствовал рыночным ценам. Не упускает за­конодатель из виду и регулирование храмового и царского хозяйства.

Фрагменты законов этой эпохи подробно регулируют положение зависимых от царя и храмов людей. В этой связи может быть упомянут термин «пикгдип» законов Липит-Иштара, царя Исина (XX в.), который можно пе­реводить как «крепостной». Дословно гшкСиш означает «по(д)верженный», «свалившийся», что соответствует шумерскому «зииЬ» — лицу, по бедности прибегающе­му к покровительству сильных мира сего, чему-то вроде соттепс1аг.ю западноевропейского феодального права. Таким даются земельные участки на праве наследуемой аренды. Формально человек-миктум по-прежнему юри­дически свободное лицо (ст. 16 Законов). Важно заме­тить, что в период от III династиии Ура до эпохи царя Хаммураби в законах, например, Эшнунны встречается и другой тип зависимых людей, известных потом всем правовым системам Передней Азии, — мушкенумам. Ре­гулировались в этих законах и отношения государства с общиной.