Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Доклад о Лермонтове

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.12.2020
Размер:
25.78 Кб
Скачать

Причиной первой ссылки Лермонтова стало стихотворение «Смерть поэта», посвященное смерти Пушкина. Написав его, Лермонтов становится знаменитым, проходит буквально неделя и о нём узнают не только в Петербурге, но и в Москве. Стихотворение переписывается вручную, распространяется. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. Проходит буквально неделя после написания стихотворения и на поэта заведено дело, следствие продлилось всего 5 дней, и вышла резолюция: «корнета Лермонтова тем же чином перевести в Нижегородский драгунский полк». Полк стоял тогда у Тифлиса. Лермонтов понимает, что ссылка предстоит на Кавказ.

Узнав об этом, он нисколько не был огорчен. Он с детства любил Кавказ. Бабушка неоднократно возила его на минеральные воды подлечить здоровье.

Лермонтов выезжает из Петербурга в конце февраля 1837г, заезжает в Москву проститься с бабушкой и друзьями, далее Тульская, Воронежская губернии, на перекладных до Ставрополя и далее через Тамань в Геленджик.

В Тамани Лермонтов проводит 3 не полных дня, но они были насыщены таким большим количеством событий, что он не смог оставить их в стороне, и решил описать их в своей маленькой повести «Тамань». И она выходит в свет спустя 2 года после посещения Лермонтовым Тамани в 1839 году. А спустя ещё один год повесть «Тамань» с небольшими изменениями войдёт в роман «Герой нашего времени». Эта повесть автобиографичная. Он начинает её словами: «Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России, где я чуть-чуть не умер с голода, да к тому же, вдобавок меня хотели утопить». Ну, слово «скверный» как никакое другое определяет его настроение. Представьте, Лермонтов ехал осенью 1837, это сентябрь - месяц, 20-е числа, уже дожди, ветер, слякоть. И когда Лермонтов проехал огромный путь, а это 210км (167 верст) на телеге по ухабистым дорогам от Екатеринодара, он очень устал. К 9 часам вечера он подъехал к дому урядника, но оказалось, что в доме, как и в самом городе нет свободных мест. «Есть одна фатира, да там ни чисто, Вам не понравится Ваше благородие». Лермонтов от усталости уже ничего не хотел слышать и сказал: «Вези меня бисова душа хоть к черту, лишь бы к месту». Его привезли ко двору огороженному каменным забором, а забором Лермонтов увидел 2 строения: большую хату и маленькую. Он снял квартиру в большом доме, и в одну из ночей он становится невольным свидетелем перевоза контрабанды, за что чуть-чуть не поплатится жизнью. Девушка в итоге пытается убрать его, как свидетеля, пригласив покататься в лодочке, пытается столкнуть его в воду, но в итоге падает сама. Лермонтов в лодке добирается до берега, но еще долго вглядывается в темноту, чтобы убедится, что девушка жива. И он увидит её в мокром платье на берегу, она отжимала свои длинные светло-русые волосы. Поскольку её имени он не узнал, в повести он её назовет «моя Ундина», что означает моя русалочка. На самом деле её звали Люба Мысник, она была дочерью казака Фёдора.

Поскольку на Кавказе не было тогда ни одного боевого действия, ни одного действующего отряда, Лермонтов решает исполнить свою мечту - увидеть заснеженные вершины Кавказа.

Лермонтов, путешествует по Кавказу, рисует картины, изучает языки, он делал очень много этнографической работы, которая впоследствии ляжет в основу романа «Герой нашего времени». Мы читаем «Тамань» и узнаем о жизни мирных и честных контрабандистов. Мы читаем «Беллу» и узнаём об обычаях и традициях кабардинского народа, о том, что стоит хорошей породы лошадь, а что стоит человеческая жизнь. Мы читаем «Княжну Мэри» и узнаем о жизни столичного бомонда: с мая до сентября все находятся на минеральных водах.

Первое пребывание Лермонтова на Кавказе длилось всего несколько месяцев. Благодаря хлопотам бабушки он возвращается в петербургский «свет». Снова играет роль льва, тем более, что за ним теперь ухаживают все любительницы знаменитостей и героев; но одновременно он обдумывает могучий образ, ещё в юности волновавший его воображение. Кавказ обновил давнишние грёзы; создаются «Демон» и «Мцыри».

Лермонтов был сослан на Кавказ во второй раз из-за дуэли с сыном французского посла де Барантом. Сора между ними произошла из-за княжны Щербатовой в феврале 1840 года. Щербатова отдавала предпочтение Лермонтову, кто-то подметил это, и передали де Баранту эпиграмму, якобы написанную Лермонтовым. Эпиграмму действительно писал Лермонтов, но ещё в студенческие годы и к де Баранту она не имела ни какого отношения. Но ссора состоялась, состоялась дуэль. Дуэль была двойная, дрались на шпагах, потом стрелялись, но к счастью все обошлось без кровопролития.

Две недели спустя известие доходят до властей, и выходит указ перевести Лермонтова в Тенгинский пехотный полк, полк стоит на Кубани.

Но он доехал только до Ставрополя в отряд генерала Дорофеева и с этим отрядом он принял участие в сражениях при Малой Чечне, на реке Валерик. Это сражение описано в стихотворении «Я к вам пишу случайно право…». За отличную службу он представляется к награде, но вычеркнут из списков императором Николаем I. Бабушка хлопочет об отпуке и Лермонтов возвращается в Петербург, где проводит 4 месяца, а 13 апреля 1841 года он следует на Кавказ.

В дороге к месту ссылки он встречает своего двоюродного дядю Столыпина (Монте), вместе они доезжают до Пятигорска и, решая задержаться или следовать дальше бросают монету, выпадает решка – остаться. Они снимают квартиру в домике у Челаевых, находят лекаря, который за небольшую плату, делает им справки, что они находятся на лечении. Они отдыхают, принимают ванны, попивают минеральную воду. А 13 июля в домике у Верзилиных, который находился близ дома Челаевых, Лермонтов находится в окружение дам, когда открывается дверь и появляется импозантный горец, Николай Соломонович Мартынов в подруку с дамами. Мартынов войдет в зал, а Лермонтов произнесет фразу на французском языке, которая примерно переводится так: «Посмотрите на этого страшного горца, побойтесь его длинного кинжала». Всей фразы Мартынов слышать не мог, всю фразу полностью могли слышать дамы, которые находились в окружении поэта. Мартынов зацепился за слово кинжал, на этом слове утихла музыка. Это слово эхом облетело зал и Мартынов понял - речь идет о нем. Подойдя к поэту он сказал: «Господин Лермонтов, я неоднократно Вас просил, оставьте свои шуточки, хотя бы в присутствии дам» и отошел. Вроде, как и всё, нет продолжения ссоры, но по окончании вечера неожиданностью было для всех, что Мартынов подошел и вызвал Лермонтова на дуэль.

Лермонтов проведет 2 дня в Железноводске с 13-го по 15-ое. Все надеялись, что если Мартынов не будет его видеть, то злость на Лермонтова у Мартынова поутихнет, и дуэль не состоится. И, когда 15 июля между 6-ью и 7-ью часами вечера все отправились к подножью скалы Машук, все рассчитывали на примирение, не позаботились о докторе, о повозке, ехали все верхом, прихватив шампанское. На семь часов был заказан ужин. На месте дуэли хотели распить примирительную, но примирения не было. По свидетельству присутствующих Лермонтов сказал: «В этого дурака я стрелять не буду», а Мартынов стрелял». Лермонтов умер почти мгновенно. Мартынов, подойдя к умирающему поэту, увидел только недвижимые глаза, смотревшие в небо и саркастическую улыбку.

По словам князя Васильчикова, в Петербурге, в высшем обществе, смерть поэта встретили отзывом: «Туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».

Похороны Лермонтова состоялись 17 июля (29 июля1841 года на старом пятигорском кладбище. Проводить его в последний путь пришло большое количество людей: жители Пятигорска, отдыхающие, друзья и близкие Лермонтова, официальные лица. Так совпало, что гроб с телом Михаила Юрьевича несли на своих плечах представители всех полков, в которых поэту пришлось служить. Позже бабушка поэта перевезет тело в семейный склеп села Тарханы.

Во время ареста Лермонтова, после дуэли с де Барантом, на гауптвахте его посетил Белинский. Когда он познакомился с поэтом, достоверно неизвестно. Вполне достоверно одно, что впечатление Белинского от первого знакомства осталось неблагоприятное. Лермонтов по привычке уклонялся от серьёзного разговора, сыпал шутками и остротами по поводу самых важных тем — и Белинский, по его словам, не раскусил Лермонтова. Но уже при следующей встрече Белинский пришёл в восторг и от личности, и от художественных воззрений Лермонтова. Он увидел поэта «самим собой»; «в словах его было столько истины, глубины и простоты!» — отмечал Белинский.

В Лермонтове было два человека: один — добродушный, для небольшого кружка ближайших друзей и для тех немногих лиц, к которым он имел особенное уважение; другой — заносчивый и задорный, для всех прочих знакомых.