Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Варфоломеевская ночь 2

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
27.12.2020
Размер:
554.32 Кб
Скачать

Ночь святого Варфоломея

(Кровавая месса)

К середине 16 века во Франции выделялись две основные, враждующие между собой веры: католики (паписты) и протестанты (гугеноты). Это сейчас вероисповедание является личным делом каждого: хочу верю, хочу нет. Французы 16 века считали, что вопрос веры – вопрос политический: через веру управляли государством, по их мнению устроенное общество никак не могло состоять из христиан и еретиков одновременно.

Гугеноты и католики постоянно воевали. Католики в глазах протестантов, а протестанты в глазах католиков — не французы. Они не могут составлять с подлинными французами одно французское общество. Во главе католиков стоял наследный король Карл IX со вдовствующей королевой-матерью Екатериной Медичи. Екатерина Медичи была очень коварной, властной женщиной. Не зря ее прозвали «итальянской ведьмой», всем известен был её интерес к ядам, алхимии, магии и астрологии. Католическую лигу возглавляли представители аристократического рода Гизов. А во главе протестантов стоял Генрих Наварский и адмирал Колиньи.

П

Екатерина Медичи ("Черная королева")

остоянные Религиозные войны во Франции уже унесли жизни многих лидеров обеих партий и истощили страну. 8 августа 1570 года по инициативе Екатерины Медичи был подписан Сен-Жерменский мир, чтобы укрепить его, дочь Екатерины Медичи Маргариту было решено выдать замуж за Генриха Наваррского. Адмирала Колиньи вводят в военный совет. Все эти уступки были лишь частью коварного плана королевы-матери, она хотела притупить бдительность протестантов. Она хотела устранить Колиньи и ещё примерно десяток основных военных предводителей гугенотов, а также ликвидировать гугенотских лидеров, основных претендентов на французский престол — принцев Бурбонского дома — Генриха Наваррского и его двоюродного брата, п

Маргарита Валуа 1572-1599 супруга Генриха де Бурбона

ринца де Конде.

Католики очень недовольны подписанным миром. Ведь в военном отношении они победили, а тем не менее гугенотам оставили свободу протестантского вероисповедания. Среди католиков растет недовольство.

Утром в пятницу 22 августа по пути из Лувра в свою резиденцию адмирал Гаспар де Колиньи был ранен. В момент выстрела он нагнулся, чтобы поправить обувь, поэтому ему лишь раздробило руку и оторвало палец. Стрелявший был человеком из окружения Гизов. Скорее всего, это была дворянская вендетта (месть) лотарингских герцогов. Ведь по приказу Колиньи, когда-то убили одного из братьев Гизов. Но протестанты в покушении на Колиньи увидели притеснение веры и потребовали правосудия от короля. Король оказался в очень затруднительном положении. Совершить правосудие для короля означало поставить себя в зависимость от протестантов и навлечь на свою голову ненависть католиков.

Новая война обещала вспыхнуть так или иначе. Требовалось на что-то решиться. Принятое решение состояло в том, чтобы в ночь на воскресенье 24 августа 1572 года, праздник Святого Варфоломея, уничтожить ограниченное число протестантских лидеров, чтобы ослабить их движение как организованную военную силу. Примерно в 2 часа ночи к Отелю де Бетизи явились люди Генриха Гиза, к которым примкнули солдаты из королевской охраны. Они убили адмирала Колиньи и выбросили тело в окно под ноги Гизу, который его опознал. Тогда же ударил большой колокол церкви Сен-Жермен-Л`Оксерруа, близ Лувра. Отряды Гиза и герцога Анжуйского стали врываться в дома гугенотов, которые были отмечены белыми крестами. В распоряжении католиков имелись полные списки приезжих, поскольку все они становились на довольствие в Лувре. Началась резня.

Из-за заминки с ключами из Парижа вырвались гугеноты, расположившиеся в предместье Сен-Жермен-де-Пре, и Гиз бросился за ними в погоню.

Протестантов избивали и в Лувре, но сохранили жизнь принцам — Генриху Бурбону и его кузену Конде, вынуждая обоих принять католичество. Генрих согласился довольно быстро. Конде противился.

Д

Свадьба Генриха Наваррского и Маргариты Валуа

ействия Гизов, ссылавшихся на королевский приказ, парижанами были восприняты как сигнал к массовой резне. К утру началась народная расправа. Ее жертвами теперь становились все подозреваемые в приверженности к кальвинизму. Тем же утром произошло чудо. На кладбище Невинноубиенных Младенцев расцвел засохший боярышник и стал сочиться кровью. Королева-мать этому событию сразу придала нужный смысл. Якобы бог наконец потребовал истребить тех, кто годами оскорблял его славу.

10 августа 1572 года один из лидеров гугенотов, молодой принц Генрих Конде, женился на католичке Марии Клевской (если верить слухам, своей будущей отравительнице). А 18 августа была отпразднована пышная королевская свадьба. Невеста-католичка одна венчалась в соборе Нотр-Дам, пока жених-гугенот ожидал ее на улице.

Резня в Париже продолжалась неделю. В двенадцати других французских городах, включая Руан, Труа, Орлеан, Анжер, Бурж, Лион, Бордо, Тулузу, — все шесть недель. По сведениям историка де Ту, убитых в столице насчитывалось около 2 тысяч. По всей Франции в погромах конца августа и начала сентября, погибло не менее 5 тысяч человек.

После произошедшего во Франции испанского короля Филиппа II впервые видели смеющимся. Английская королева Елизавета, не дослушав французского посла, «без малейшего признака любезности на лице… пожелала узнать, в чем повинны женщины и дети». Генриха Анжуйского, избранного польским королем и проезжающего через Германию, немецкие князья называли не иначе как «королем мясников».

Иван Грозный писал тестю Карла IX, императору Максимилиану II: «А что, брат дражайшей, скорбишь о кроворозлитии, что учинилось у Францовского короля в его королевстве, несколько тысяч и до сущих младенцов избито; и о том крестьянским государем пригоже скорбети, что такое безчеловечество Француской король над толиком народом учинил и кровь толикую без ума пролил». (Двумя годами раньше царь Иван по подозрению в измене разгромил собственный город Новгород, женщин с детьми царевы люди копьями заталкивали под лед Волхова. Развязанную им Ливонскую войну в Прибалтике Иван Грозный пытался оправдать в глазах католиков тем, что «безбожная Литва» «нарушили наказ Господень» и «приняли учение Лютерово», хотя и католики были ему «горее бесермен» — хуже басурман.)

«Когда Рим узнал о происшедшей резне, радость духовенства была беспредельной. Вестнику, прибывшему с этим сообщением, кардинал Лотарингский вручил награду в тысячу крон, пушка города св. Анджело громовыми залпами приветствовала это событие.

После дня Святого Варфоломея гугеноты взяли курс на создание практически независимого государства на юге Франции. Власти короля-католика не признавали. Ведь король по определению должен быть справедлив и защищать свой народ и перестает быть королем, едва преступает принцип справедливости. Тогда он делается «тираном», слагая с подданных долг повиновения. Варфоломеевская ночь — закономерный результат борьбы правительства с собственным народом.