Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новая папка / Реферат Казачество в Русской Литературе.docx
Скачиваний:
25
Добавлен:
18.08.2020
Размер:
49.64 Кб
Скачать

Содержание

  1. Введение

  2. Казаки в русской литературе до XIX в.

  3. Классическая русская литература XIX в. и казаки

    1. Проза

    2. Поэзия

  4. Казачество в русской литературе XX в.

  5. Заключение. Список литературы

  1. Введение

В тысячелетней истории Российского государства, созданного, по мнению писателя графа Льва Николаевича Толстого, казаками, будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам. Создавая произведения об этой этносоциальной группе, писатели всегда делали акцент на положительных качествах казаков, показывали особенности их сурового, но интересного уклада жизни. Зачастую авторы рассматривали казачество в контексте военных действий, демонстрируя подвиги казаков, их роль в защите нашей страны.

  1. Казачество в русской литературе до XVIII в.

В первую очередь казаки нашли отражение в фольклоре. Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, баллады (думы), эпистолы (знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках), сказки и легенды. Наиболее ярким образцом такого творчества может служить "Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков", составленная и записанная в 40-х годах XVII века. Повесть отличается патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны традиционные приемы воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю. Автор повести — человек начитанный, можно полагать, что ему были известны и поэмы Гомера, и повести о Куликовой битве, и "Повесть в взятии турками Царьграда", и даже "Слово о полку Игореве", о чем свидетельствуют приемы поэтического изображения и отдельные фразеологические обороты. Некоторые исследователи склонны считать автором поэтической редакции "Повести" войскового дьяка Федора Ивановича Порошина. Повесть богата своеобразными сравнениями (" подобно тому, как царь греческий приходил под Трояньское государство со многими государьствы и тысечи" , " тех впрям людей много: что травы на поле или песку на море" ), образными характеристиками казачества ( "казачество донское и волное и свирепое", "Дону славного рыцари знатныя, казаки избранныя", "прозвище наше вечно — казачество донское волное и безстрашное"), заметно политизирована (" собака, смрадный пес, турский царь" — "государь наш великий, и праведный, и пресветлый царь и великий князь Михайло Федорович всея России самодержец и многих государств и орд государь и обладатель" ). Сюжет повести составляет реальное историческое событие: осада войсками турецкого султана захваченной ранее казаками крепости Азов летом — осенью 1641 года. В ней нет определенных персонажей, нельзя говорить и о законченном сюжетом замысле. Однако идея произведения совершенно определенная: уравнять казачество с другими сословиями, определить собственное место в государственной системе: "А теперь мы Войском всем Донским государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа России просим милости, сидельцы азовские, и которые по Дону в городках живут, холопей своих, чтоб велел у нас принять с рук ваших свою государеву вотчину — Азов град...". Главным действующим лицом поэмы выступает казачество — во всей своей противоречивости, многоликости и сложности. Вместе с тем "Повесть" не может быть рассматриваема как исторический источник, это скорее публицистическое произведение, носящее определенную политическую направленность.

Другим фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы — своеобразные музыкально-поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее ("Втэча трьох братив з Азова", "Маруся Богуславка", "Дума про Байду" и др.) Образы некоторых дум, таких, как Байда, Мамай, Голота — подобны былинным образам богатырей. В других думах рисуется выдержка и мудрость народных героев ("Самийло Кишка"). В более поздних думах рассказывается, главным образом, об освободительной борьбе украинского народа против Речи Посполитой. Все думы отличаются лиричностью, особенно это касается дум о татарском плене ( так называемые "невольничьи плачи")7 Д.Яворницкий отмечает: "Будучи высокими ценителями песен, дум и родной музыки, запорожцы любили послушать своих баянов, слепцов — кобзарей, нередко сами брались за кобзы, бывшие у них любимым музыкальным инструментом. Кобзарь у запорожцев был хранителем заветных казацких преданий, живопитсатель "лыцарских подвигов", иногда первый лекарь больных и раненых, иногда освободитель невольников из плена, иногда поджигатель к военным походам и славным подвигам низовых молодцов" . Образ казака в думах не только подчеркивает его мужественность и самопожертвование, но и глубокий лиризм, углубленность в собственные переживания и мысли.

Из дум и баллад впоследствии формировался казачий песенный фольклор, огромный по объему и едва изученный. Тематика многих исторических песен та же, что и дум: о подвигах казацких вожаков ("Ой, на гори тай жэнци жнуть", " Засвисталы козаченькы в похид з полуночи...", "Наш Бакланов удалой"), о тяжкой казачьей судьбе ("Ишли два героя с турецького плена", " Ой, на турецькой стороне", "Там, де Ятрань..."). Особое место занимают песни, отображающие реальные исторические события — как, например, "Песня о беседе терских казаков с Иваном Грозным", известная по нескольким спискам. В XVII веке исследователи отмечают первых народных поэтов, — такой, например, была знаменитая Маруся Богуславка9 . Дочь сотника Полтавского полка, погибшего в борьбе с поляками, Мария Гордеевна Чурай прожила всего двадцать лет, однако сложила множество песен, ставших впоследствии народными: "Грыцю, Грыцю, до роботы", "Засвысталы козаченькы", "Выють витры, выють буйни", "Ой, нэ ходы Грыцю тай на вечорныци".