Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

399143

.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
1.42 Mб
Скачать

Цепь переноса электронов представлена на следующем рисунке.

Здесь компактными белыми зонами изображены белки, участвующие в цепи переноса электронов, FMN, FMNH2 – окисленная и восстановленная форма флавинмононуклеотида, Q, QH – окисленная и восстановленная форма убихинона, FeS – ферродоксин, строчными латинскими буквами обозначены различные цитохромы.

Для чего же нужна эта разность кислотности и потенциалов по обе стороны внутренней митохондриальной мембраны? Существует еще один комплекс из двух белков, можно сказать, главный во всей системе – АТФ-синтетаза. Этот комплекс пронизывает внутреннюю митохондриальную мембрану и на него приходится около 15 % массы всех белков этой мембраны. Он устроен таким образом, что пропускает один за другим протоны обратно, из внешнего пространства во внутреннее пространство митохондрии. Это движение происходит по градиенту концентрации и под действием электростатической силы. Энергия движущихся под действием разности потенциальной энергии протонов и используется для фосфорилирования АДФ с образованием АТФ.

(справа показана электронная микрофотография пузырьков, полученных из внутренней митохондриальной мембраны, на которой видны выступающие во внутреннее пространство части АТФ-синтетазы)

Эта энергия зависит от разности потенциалов на двух сторонах мембраны. Принято считать, что обычно для синтеза одной молекулы АТФ требуется пропустить три протона. Количество протонов, перекачиваемых цепью переноса электронов, также не определено точно и может зависеть от многих факторов. Сейчас считается, что при окислении одной молекулы НАД-H образуется около 2,5 молекул АТФ, а при окислении ФАД-Н2 – около полутора молекул АТФ. (Небезынтересно, что еще лет 10 назад считалось, что энергетический выигрыш от окисления этих носителей протонов составляет 3 и 2 молекулы АТФ соответственно.) Поскольку процессы перекачки протонов и синтеза АТФ за счет создаваемого градиента их концентрации разобщены, нет ничего удивительного, что между ними нет строгого количественного соответствия. К тому же энергия протонного градиента используется митохондрией и для других целей, в частности для транспорта внутрь митохондрии «топлива» - анионов, а именно пирувата и фосфатов. Поскольку внутри митохондрии рН повышена, анионы не диффундируют туда самостоятельно. Поэтому они транспортируются за счет особых мембранных белков, которые черпают энергию для этого оттуда же, откуда и АТФ-синтетаза – за счет протонов, «запускаемых» обратно внутрь митохондрии.

У аэробных бактерий митохондрий нет и разность рН и потенциалов создается внешней мембраной клетки, т. е. клетка целиком выступает в той же роли, что митохондрии эукариот (гликолиз у них происходит в цитоплазме, т. е. там же, где и цикл Кребса, в чем состоит отличие от эукариот). А у анаэробных бактерий АТФ-синтетаза, наоборот, создает протонный градиент, необходимый клетке для различных биохимических целей, за счет гидролиза АТФ, т. е. работает в обратном направлении.

Принцип окислительного фосфорилирования отдаленно напоминает гидроэлектростанцию, в том числе и своим не очень большим КПД – и там и здесь некий носитель энергии переходит из состояния с большей потенциальной энергией в состояние в меньшей энергией и при этом совершает работу. Только там гравитационная потенциальная энергия переходит в механическую и затем в электрическую, а здесь как раз электрическая энергия переходит в энергию химических связей, но также через посредство механической энергии движущихся протонов.

Если в плотине гидроэлектростанции проделать дыру, то вода вытечет, а ее потенциальная энергия перейдет в тепловую, не сделав никакой полезной работы. То же самое можно сделать и с митохондрией. Есть определенные вещества, растворимые в фосфолипидной мембране и способные присоединять и отдавать протон. Такие вещества могут диффундировать в мембране туда-сюда и попутно переносить протоны по градиенту концентрации. Это перемещение будет выравнивать разность электрических потенциалов и рН, не производя никакой механической работы. Это называется разобщением окисления с фосфорилированием. Кстати, таким действием, судя по всему, обладает гормон щитовидной железы, некоторые его количества «спускают пар из котла» без окислительного фосфорилирования. Казалось бы, мы говорим о какой-то диверсии, которая сводит на нет полезную работу цепи переноса электронов. Однако разобщение окисления с фосфорилированием отнюдь не бесполезно. Энергия, запасенная на внутренней мембране митохондрии, не может пропасть бесследно, даже если она не пошла ни на какую химическую работу. Она переходит в тепло. Именно таким образом в организме реализован термогенез – производство тепла. Помимо тепла, выделяющегося в ходе протекания самых разных химических процессов, имеющих энергопотери, нас специально греют наши митохондрии, также за счет энергии, образуемой цепью переноса электронов при окислении НАД-H. Термогенез особо важен для теплокровных – птиц и млекопитающих, но в какой-то степени имеется почти у всех организмов. Любопытно узнать, что хотя все наше тело изнутри имеет примерно одинаковую и довольно высокую температуру, тепло в организме выделяется в основном двумя органами - сердцем и печенью.

Вот на рисунке очень грубо представлена схема окислительного фосфорилирования - перенос электронов, сопряженный с ним транспорт протонов через мембрану и их обратный транспорт черех АТФ-синтетазу с сопряженным синтезом АТФ. Здесь схематично показано три белка, участвующих в цепи переноса электронов, на самом деле их гораздо больше.

АТФ образуется в митохондриях, но нужна всей клетке. Однако образовавшаяся АТФ не может самопроизвольно проникать из митохондрий в цитоплазму. Для этого в митохондриальной мембране имеется специальным белок – транслоказа, который производит реакцию обмена одной молекулы АТФ изнутри митохондрии на одну молекулу АДФ снаружи митохондрии, причем делает это безвоздмездно, то есть без затрат энергии.

На рисунке представлена схема, охватывающая весь процесс расщепления глюкозы, включая гликолиз, цикл Кребса и окислительное фосфорилирование:

Сравним экономическую эффективность анаэробного и аэробного расщепления 1 молекулы глюкозы.

В анаэробных условиях процесс заканчивается образованием лактата и дает в результате две молекулы АТФ (четыре образовалось, две затратилось).

В аэробных условиях мы имеем те же две молекулы АТФ их гликолиза плюс две молекулы ГТФ, образовавшиеся в ходе цикла Кребса, – по одной на каждую из двух молекул ацетил-со-А, образовавшихся из одной молекулы глюкозы. Также мы имеем на каждую молекулу глюкозы 8 молекул восстановленного НАД-H – две при превращении двух молекул пирувата в две молекулы ацетил-со-А, шесть – в ходе цикла Кребса (опять-таки на две молекулы ацетил-со-А). Кроме того, мы имеем две молекулы восстановленного ФАД-H2. Нужно вспомнить, что у нас в ходе гликолиза при дополнительном фосфорилировании были восстановлены еще две молекулы НАД-Н. Их тоже хорошо было бы затащить в митохондрию и обменять на АТФ, однако такого механизма нет. Вместо этого происходит своеобразный обмен восстановленного состояния молекулы НАД-Н за пределами митохондрии на восстановленное состояние молекулы ФАД-Н2, осуществляемый через посредство восстановления дигидроксиацетонфосфата (уже знакомого нам по гликолизу) до глицерол-3-фосфата за пределами митохондрии и обратного процесса внутри митохондрии. Эти небольшие молекулы способны «бесплатно» проникать в митохондрию и обратно. Однако налицо некоторая потеря энергии. Молекула ФАД-Н «стоит» 1,5 молекулы АТФ. (Следует добавить, что в сердце и печени существует механизм «эквивалентного» обмена, когда окисление НАД-Н снаружи внутренней митохондриальной мембраны обменивается на восстановление НАД+ внутри.)

Прямой подсчет получаемой энергии затруднен тем, что количество протонов, перекачиваемых при движении электронов, количество протонов, необходимых для синтеза одной АТФ, сама величина протонного градиента – величины не вполне постоянные и зависят от концентрации протонов, АТФ и АДФ и других веществ; к тому же энергия протонного градиента тратится на многие цели. В целом получается, что аэробное расщепление одной молекулы глюкозы дает около 30 молекул АТФ, т. е. он в 15 раз эффективнее гликолиза. Вот что означает созданная жизнью атмосфера свободного кислорода для эффективности биологических процессов.

Итак, на примере глюкозы мы рассмотрели, каким образом мы окисляем органические вещества до углекислого газа и воды в целях получения энергии. Принципиально здесь то, что образование углекислого газа из углерода органики идет в одной части этого сложного процесса, а образование воды – за счет соединения освободившегося водорода со свободным кислородом – в другой части. Образование АТФ – универсального носителя энергии – происходит в основном в этой второй части. Эти процессы идут постоянно и с большой скоростью в любой клетке нашего тела. Там происходит и множество других сложных процессов, но многие из них имеют общую часть, как правило, это именно ацетил-соА и цикл Кребса.

Однако следует заметить, что в ходе окислительного фосфорилирования в макроэргических связях АТФ утилизируется только около 40 % расчетной энергии, которая должна выделиться от соединения водорода с кислородом. КПД не очень велик, но это плата за то, что энергия поступает в клетку маленькими порциями, запасенная в тех энергоносителях, которые она способна обрабатывать. Только в такой форме она в принципе может использоваться живыми существами. Сам процесс окисления органических молекул в процессе клеточного дыхания разбит на множество ступеней. Углеродная цепочка глюкозы не распадается на атомы углерода, чтобы тут же связаться с кислородом, как это происходит при горении. Вместо этого мы видели, как атомы углерода постоянно перегруппировывались в молекулах, содержащих от 3 до 6 этих атомов, а углекислый газ выделялся в ходе некоторых из этих перегруппировок. Это связано с ферментативной природой всех происходящих реакций – ферментам «удобнее» работать именно с органическими молекулами таких размеров. Соответственно для полного окисления углеводов до углекислого газа потребовалась цепочка веществ‑посредников, которые должны были постоянно регенерироваться, – для этого и существует цикл Кребса. Это «изобретение» удобно еще и тем, что его элементы могут участвовать в самых разных процессах, протекающих в клетке. Тем самым через цикл Кребса имеется возможность «перенаправлять ресурсы» в нужную сторону и тем самым регулировать всю «экономику клетки». Цикл Кребса – не единственный циклический биохимический процесс.

28

______________________________________________________________________

3 курс, 6 семестр. «Биохимия с методами клинико-биохимических исследований»

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]