Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6752

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.11.2023
Размер:
870.65 Кб
Скачать

9

«Святитель Николай» (на базе баржи), «Святой Владимир» (на базе судна «Олекма»), «Князь Владимир» (на базе буксира). В Новосибирске действует благотворительная плавучая церковь «Святой апостол Андрей Первозванный», совершающая рейсы по Оби. Суда «Святой Николай», «Атаман Атласов», «Владыка Зосима» (катер «Портовик № 10») работают в качестве плавучих церквей в Якутии на реках Лена, Алдан и Вилюй. Осенью 2013 года в Нижневартовске на пересечении Оби и Иртыша состоялся спуск на воду плавучей часовни во имя Святителя Николая. Ретроспективный анализ культовой плавучей архитектуры в России показал, что храмы и церкви на плавучих основаниях – уникальные объекты, сочетающие в себе признаки и судна и культового сооружения. Они строились в соответствии с традициями времени и стилем, господствующем в храмовой архитектуре на тот момент.

Для выявления особенностей развития основных типов сооружений на плавучих основаниях, в исследовании раскрывается судовая терминология и этимология слов понтон, барка, баржа и дебаркадер. А также понятия –

плавучесть, плавучее основание.

Исторические особенности формирования типологического прототипа дебаркадеров в России рассмотрены через призму истории российского и, в частности, волжского судоходства. В исследовании дается описание приволжской местности, состояние пристаней, «пристанских помещений» и портов приволжских городов с середины XVII – до начала XX веков на основе путевых заметок, научных публикаций российских географов и инженеров. Прослеживается техническая модернизация речного флота и история возникновения и развития пароходных обществ на Волге Каме, как основных застройщиков пристаней. Выявляются предпосылки определения дебаркадера как нового типа судна в России. Отмечено, что расцвет волжского пароходства начинается с момента учреждения «Пароходного общества по Волге» в 1843 году. В 1850-60гг. формируется его пассажирский флот. Длинные, массивные пароходы не были плоскодонными, как барки и баржи, поэтому не могли причаливать к берегу вплотную. Пароходы швартовались к плавучим причалам

– дебаркадерам, через которые и совершалась погрузка и выгрузка товаров.

На основе фотоархивов и чертежей дебаркадеров конца XIX века установлено, что их объемное решение было представлено тремя блоками:

10

посередине располагался крытый проход, а по бокам надстройки с помещениями. Все три блока объединялись общей полукруглой крышей. Интересно, что дебаркадеры на железнодорожных вокзалах и в настоящее время имеют навесы подобной формы. Архитектуру дебаркадеров отличали: симметричная композиция, небольшой шпиль-мачта на крыше, открытая площадка – «палуба». С развитием пассажирского судоходства, меняется и архитектура дебаркадеров. В начале XX широкое распространение получают полутора- и двухдечные дебаркадеры. Пристанские дебаркадеры отличались скромностью декора. Окна обрамлялись деревянными наличниками, иногда их завершали лобани с накладной резьбой простой геометрической формы. Портал оформлялся рядом колонн по две-три с каждой стороны. На фронтоне размещалась табличка с названием пароходного общества.

В ходе анализ объемно-планировочного, стилистического, конструктивного решения дореволюционного речного транспорта, автором выявлена следующая эволюционная типологическая линию: сруб на плоту – барка – баржа – пароход – дебаркадер.

Проведенное исследование позволило выявить исторические этапы формирования архитектуры дебаркадеров в России:

дореволюционные дебаркадеры (казенные пристани и дебаркадеры пароходных обществ);

советские дебаркадеры (дебаркадеры ранней постройки – 1925-1935 гг., дебаркадеры послевоенного периода – 1948-1967 гг., дебаркадеры поздней постройки – 1967-1991 гг.);

современные дебаркадеры (среди них как реконструированные советские дебаркадеры, так и проекты конца XX – начала XIX вв.) Определено,

что каждый исторический этап

характеризуется появлением

новых

функциональных типов дебаркадеров.

 

 

Рассматриваются становление

нормативной проектной базы

РРР

(Российский Речной Регистр), развитие дебаркадеров в контексте модернизации волжского речного флота, а также проектные разработки дебаркадеров в советский период. Новый этап развития РРР ознаменован его национализацией в 1918 г. Однако, военная обстановка и нехватка ресурсов во многом тормозили создание централизованных проектных организаций и норм

11

проектирования морского и речного транспорта. Лишь в конце 30-х годов XX века Регистром СССР (1924-1939 гг.) разрабатываются «нормы и правила для железобетонного судостроения», составляется классификация речного транспорта, в соответствии с которой дебаркадеры относятся к несамоходным судам, им присваивается разряд. Первые нормативные документы, регламентирующие постройку судов на железобетонном основании, были разработаны Регистром СССР в 1926 г. «Нормы и правила для железобетонного судостроения» – первые в мире нормы прочности в гражданском судостроении. А В 1931 г. издаются «Временные правила постройки корпусов железобетонных речных и озерных судов». Теории проектирования и расчета судов на железобетонном основании были посвящены исследования профессора Ивана Николаевича Сиверцева. В 1939 году он опубликовал монографию «Железобетонное судостроение», в которой были собраны и проанализированы отечественные и зарубежные исследования в этом направлении.

Прослежена функциональная эволюция дебаркадеров в России. Определены факторы, влияющие на развитие функциональной эволюции:

социально-экономические изменения в стране;

усложнение структуры портов и пристаней;

развитие технологий строительства на воде;

потребность эстетической организации прибрежных территорий;

модернизация речной инфраструктуры;

поиск новых видов организация жилья (жилье на воде).

В функциональной эволюции отечественных дебаркадеров выявлено пять основных этапов развития. Каждый этап характеризуют: доминирующие функции, сопутствующие функции, утраченные функции, потенциальные функции. В современных условиях исторический опыт проектирования и строительства приобрел особую актуальность. Первое десятилетие XXI века отмечено масштабными проектами в области надводной архитектуры. Ведутся научные разработки по проектированию жилья в сложных гидрологических условиях. Российскими и зарубежными архитекторами разрабатываются концепции развития надводной архитектуры.

12

Если в дореволюционной России дебаркадер-пристань являлся объектом полифункциональным и служил одновременно сооружением для погрузкивыгрузки товаров, офисом пароходного сообщества, складом и павильоном для ожидания судов, то в настоящее время дебаркадеры имеют узкую функциональную специфику, которая диктует их объемно-планировочное решение. Однако, стилистика дебаркадеров не всегда отражает их функциональное наполнение. Это объясняется тем, что многие приволжские дебаркадеры, построенные еще на судоверфях Советского Союза в послевоенный период, были в дальнейшем приспособлены под условия современной России. Поэтому зачастую базу отдыха, школу гребли и пристань отличает лишь название.

В исследовании отмечен ряд факторов, препятствующих широкому распространению дебаркадеров на реках России:

климатические факторы: низкие температуры зимой, когда большинство водоемов замерзает;

законодательные ограничения: все плавучие дома должны соответствовать правилам Российского Речного регистра и иметь официальные документы, разрешающие их эксплуатацию.

конструктивные и технические ограничения, которые определяют запас плавучести, осадку основания, максимальную нагрузку.

Иностранный опыт проектирования жилых и общественных сооружений на плавучих основаниях рассмотрен на примере проектов и концепций архитектурных бюро: Jord den Hollander, Waterstudio.nl (Нидерланды), Schmidt, Hammer & Lassen (Дания), Softroom group, Architectenbureau Marlies Rohmer

(Нидерланды), +31ARCHITECTS (Нидерланды), SAD (Чехия), Salt & Water (Сербия), Kingsley Architects (Германия), EcoFloLife (Англия). Отмечено, что иностранные архитекторы проводят комплексные исследования в области надводной архитектуры. Работы архитекторов бюро Waterstudio посвящены проблеме затопляемых территорий, реновации и возрождения неблагополучных районов. Коэн Ултуис, руководитель Waterstudio и его коллеги призывают дизайнеров и строителей внести свой вклад в исследование климатических природных факторов, влияющих на современную архитектуру.

13

Сформулированный в первой главе научный аппарат диссертационного исследования лег в основу классификации исторических прототипов сооружений на плавучих основаниях, типологии прототипов дебаркадеров и таблицы, отражающей функциональную эволюцию дебаркадеров в России.

Во второй главе «Особенности архитектурно-типологического формирования дебаркадеров на современном этапе» выявляются градостроительные, объемно-планировочные, функциональные, конструктивные, композиционные и стилистические особенности архитектуры дебаркадеров, расположенных в Волжско-Камском бассейне. Дано определение дебаркадера в архитектуре: дебаркадер – это сооружение на плавучем основании (понтоне) с жилой или общественной функцией.

Отмечено, что архитектурно-типологическое формирование дебаркадеров во многом обусловлено их географическим положением. В ходе исследования выявлены особенности положения дебаркадеров в градостроительной структуре городов. Рассмотрены закономерности размещения дебаркадеров в границах и вне границ поселений. В границах поселений дебаркадеры размещаются: в структуре порта, в структуре набережной, одиночно стоящий дебаркадер. Дебаркадер в структуре порта рассматривается как часть пассажирского терминала.

Выявлены типы композиционного размещения дебаркадеров в структуре набережных – положение относительно береговой линии: перпендикулярно береговой линии; параллельно береговой линии; вне береговой линии.

Рассмотрены особенности расположения дебаркадеров в структуре набережной:

в центральной прибрежной зоне;

в серединной прибрежной зоне;

в периферийной прибрежной зоне.

Введены классификации дебаркадеров по следующим характеристикам:

по типу основания: монолитное, сборное, сборно-монолитное;

по материалу корпуса: железобетонный, стальной, пластиковый, деревянный, композитный;

по габаритной длине корпуса;

по типу надстройки: одно-, полутора-, двух- и трехдечные;

14

по принципу поддержания плавучести (по И. Г. Токареву): гидростатический (принцип Архимеда), аэростатический и гидродинамический (принцип Бернулли);

классификацию объектов на воде в зависимости от способов размещения (по И.С. Экономову): на остове судна, корабля, на понтонах, на сваях и пилонах, на комбинации свай и понтонных оснований, на выдвижных телескопических сваях, на понтонном основании на суше, на воде с помощью понтонных стен, организация понтонного герметичного малоэтажного жилого объекта.

классификацию дебаркадеров – речных вокзалов и павильонов: речные вокзалы 1,2,3,4 разрядов.

В данном исследовании определены следующие группы сооружений на базе дебаркадеров в нашей стране:

1. Учреждения транспорта. 1.1. Причалы:

причальные понтоны (с надстройкой);

речные павильоны;

речные вокзалы.

2.Здания сервисного обслуживания населения.

2.1.Предприятия питания:

– кафе;

– рестораны;

2.2.Предприятия розничной и мелкооптовой торговли:

плавучие магазины;

3.Сооружения для культурно-досуговой деятельности населения.

3.1. Физкультурно-спортивные базы:

– школы водных гребных видов спорта.

3.2.Клубные и досугово-развлекательные учреждения:

– клубы;

досугово-развлекательные центры;

4.Жилище.

4.1. Временные жилища:

– общежитие-брандвахта;

15

гостиница;

пансионат;

база отдыха;

туристическая база;

«второе жилище» – дача. 4.2. Постоянное жилище.

5. Здания офисов и мастерских. 5.1. Офисы; 5.2. Творческие мастерские.

Функциональная эволюция дебаркадеров в России происходит как

следствие усложнения структуры портов и пристаней, развития технологий строительства на воде, потребности эстетической организации прибрежных территорий. Модернизация речной инфраструктуры, поиск новых видов организация жилья (жилье на воде) также явились предпосылками формирования функциональной типологии дебаркадеров в России.

Выявлены особенности функционально-планировочной организации дебаркадеров: пристаней, ресторанов, магазинов, клубов, офисов, гостиниц и пансионатов, жилища, физкультурных, спортивных и физкультурно-досуговых учреждений на базе дебаркадеров.

В ходе исторического анализа определено, что доминирующей функцией дебаркадера является транзит грузов и пассажиров. В соответствии с данной функцией дебаркадер (плавучий причал) обладает признаками вокзальных зданий берегового типа: симметричная композиция, ярко выраженный центр с проходным вестибюлем (как правило, имеющим ограждающие конструкции лишь по двум сторонам). Функциональное назначение дебаркадера во много определяло его объемно-пространственное решение. Несмотря на функциональное развитие дебаркадера на протяжении более чем ста лет, объемная композиция советских и современных дебаркадеров повторяет композицию дебаркадера дореволюционного: одно-, двухъярусные надстройки в виде горизонтально-протяженного параллелепипеда с двухскатными крышами, расположенными каскадами и симметрично-осевой фронтальной композицией. При анализе стилистических особенностей приволжских дебаркадеров (среди них советские дебаркадеры

16

послевоенного и позднего периода, современные дебаркадеры) выявлены следующие основные направления: традиционное и современное. Традиционную стилистику определяют формы и декор, сочетающие в себе как элементы деревянных надстроек дореволюционных пристаней, так и элементы их речного прообраза – парохода. Образ речного вокзала-парохода нашел отражение в архитектуре дебаркадеров, построенных по проектам №33, №628, №879, №904, №55, №20, №48. Фронтальная композиция фасадов развивается симметрично по длине. Главная ось проходит по центральному порталу, который обычно завершает небольшая надстройка с флагштоком. Целостность архитектуры надстройки и плавучего основания дебаркадеров достигается путем ритмического построения фронтальной композиции: понтон выступает основанием, палубы надстройки уменьшаются по длине. Современное направление отличают следующие объемно-пространственные решения надстроек: блоки, сферы, сегменты, обтекаемые формы, призмы.

Для обеспечения автономности дома на воде необходимо наличие следующих инженерных систем и устройств: генераторов или аккумуляторных батарей, цистерн пресной и сточной вод, опреснительная и очистная установки, локальная очистная система. Комфортный микроклимат на дебаркадерах обеспечивает установка приточно-вытяжных клапанов и рекуператоров.

В третьей главе «Основные направления архитектурно-

типологического развития дебаркадеров и рекомендации по их проектированию в России» основой для разработки принципов формирования архитектуры дебаркадеров стал анализ отечественного и зарубежного опыта проектирования дебаркадеров и домов на воде, а также опыт экспериментального проектирования и реконструкции дебаркадеров.

Автором сформулированы основные принципы формирования архитектуры дебаркадеров: адаптивность, автономность, экологичность, инженерные ограничения, универсальность, ассоциативность художественного образа. Принцип адаптивности трактуется как «способность изменяться, приспосабливаться». Принцип автономности характеризуется возможностью дебаркадера в течение определенного времени функционировать по принципу судна «без захода на базу». Обеспечение максимальной автономности дома на воде возможно путем применение принципов

17

экологического строительства: автономный дом – экологичный дом.Принцип инженерных ограничений определяют технические характеристики дебаркадеры-судна (устойчивость, плавучесть, осадка) и объемнопланировочные характеристики дебаркадера-здания (габариты надстройки, этажность), а также материалы и конструкции надстройки. Принцип инженерных ограничений выступает своеобразным «регулятором» формирования архитектуры дебаркадеров. Принцип универсальности характеризуется возможностью замещения, добавления функций в процессе эксплуатации объекта. Принцип ассоциативности художественного образа

реализуется посредство ассоциативных связей: дебаркадер – корабль на воде; дебаркадер – здание на суше; дебаркадер – корабль-здание в системе «водасуша». Набережная – пограничная, буферная территория, край – с одной стороны, и одновременно главный фасад – с другой. Она неизбежно принимает правила формирования архитектуры, заданные ей двумя противоположными векторами: природным, диктуемым рекой, и антропогенным, диктуемым городской застройкой. Этот посыл в большой степени можно отнести и к формированию архитектуры дебаркадеров, они расположены «на краю», где с одной стороны вода, с другой – город – творение человека. Их художественный образ корреспондируется друг другом, с прилегающей застройкой и с проплывающими судами, обеспечивая особую цельность восприятия городов и поселений Волжско-Камского бассейна.

Сформированная автором модель архитектурно-типологического развития дебаркадеров на реках России предусматривает три направления развития дебаркадеров в нашей стране:

проектирование дебаркадеров в аспекте устойчивой архитектуры.

сохранение, реконструкция дебаркадеров как памятников культурного наследия;

проектирование дебаркадеров в структуре общественного пространства набережной.

Проектирование дебаркадеров в аспекте устойчивой архитектуры предусматривает реализацию архитектурной, конструктивной и инженерных концепций.

18

Второе направление развития диктует реализацию концепции охраны объектов культурного наследия. В ходе данного исследования автором сформирован список дебаркадеров, расположенных в границах реки Волга, а также находящихся в границах волжских городов, рекомендованных к рассмотрению как памятники историко-культурного наследия.

Отмечено, что реализация третьего направление развития дебаркадеров предусматривает грамотное и органичное включение данных объектов в структуру набережных. При проектировании или реконструкции общественного пространства набережных дебаркадер должен рассматриваться не только как здание, но как полноценная функциональная зона. В урбанистической концепции дебаркадер определен не только как архитектурный объект, но и как полноценное общественное пространство набережной. В рамках исследования автором рассмотрены современные футуристические концепции жилищ и комплексов на плавучих основаниях.

Автором сформирована типологическая модель архитектурного формообразования, отражающая архитектурно-типологическое развитие дебаркадеров в аспекте инженерной, конструктивной и архитектурной концепций.

Но основе анализа исторического и современного опыта проектирования дебаркадеров в России и экспериментального проектирования, автором выведены рекомендации по формированию объемно-пространственного, планировочного и стилистического решений дебаркадеров в России. Данные рекомендации возможно применять при разработке архитектуры дебаркадеров. В исследовании отмечено, что проектирование плавучих оснований дебаркадеров – понтонов производится строго в соответствии с нормами в судостроении и требованиями РРР. Автором также выявлены законодательные аспекты формирования архитектуры дебаркадера и его дальнейшей эксплуатации. Все общественные и жилые объекты на базе дебаркадера подлежит государственной регистрации как несамоходное судно.

Рекомендации разработаны по следующим разделам: конструктивные решения, материалы конструкций и отделочные материалы, планировочное решение, инженерное обеспечение, объемно-пространственное решение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]