Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2343

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
269.41 Кб
Скачать

21

государстве, имеющие какую-либо значимость для жизни общества, находят отражение и в правосознании.

Вторая глава «Справедливость и правосознание в частноправовых и личностных отношениях» посвящена определению частных начал справедливости и ее реализации в частноправовом и индивидуальноличностном поле, поскольку частные интересы являются основой современного российского общества и государства. В работе обосновывается утверждение о том, что реализация такого рода интересов должна происходить в полном соответствии с требованиями справедливости.

Впервом параграфе «Индивидуально-личностный и общественнопубличный аспекты справедливости в правосознании» отмечается, что в силу наличия как индивидуального, так и общественного правосознания, целесообразно рассмотрение справедливости в индивидуально-личностных, а также в общественно-публичных отношениях.

Внауке в настоящий момент существует классический и устоявшийся механизм деления права на частное и публичное, предполагающий наличие материальных и формальных теорий.

Сторонники материальной теории утверждают: для четкого разделения права на частное и публичное необходимо уяснить, что регулирует та или иная норма права и что является содержанием того или иного правоотношения. Как

иу древнеримских цивилистов, в основе материального подхода к делению права лежит такое понятие, как «интерес». Охрана интересов частных лиц либо государства и есть основополагающий отличительный критерий права частного

ипубличного. Одним из главных сторонников данной теории является Г.Ф. Шершеневич. По его мнению, критерии деления права на частное и публичное необходимо искать либо в содержании правоотношения, либо в способе и порядке их охранения. Другими словами, критерии деления права на частное и публичное кроятся либо в материальном, либо в формальном моменте. Материальный момент предполагает разграничение частного и публичного права через призму охраняемых правом индивидуальноличностных и общественно-публичных интересов. Следовательно, противопоставляя частные интересы публичным, можно четко определить границы частного и публичного права. Кроме Г.Ф. Шершеневича

придерживались этой точки зрения такие русские цивилисты, как К.И. Малышев, С.В. Пахман, Е.В. Васьковский.

Суть формальной теории состоит в том, что она предполагает разграничения права на частное и публичное не на основании качественного содержания объекта охраны – охраняемых интересов, а на основании способа такой охраны. Одну из основ такой дифференциации права на частное и публичное в свете формальной теории их деления составляет механизм инициирования защиты права. По мнению одного из главных последователей данной теории Б.Б. Черепахина, публичным является право, инициатором охраны которого выступает государство, между тем, инициатором охраны частного права являются отдельные индивиды, таким образом,

22

устанавливаются соответствующие границы деления. Сторонниками данной теории являются С.А. Муромцев, Ф.Ф. Кокошкин, Е.Н. Трубецкой, Ф.В. Тарановский, В.Ф. Яковлев, М.И. Брагинский, Ю.А. Тихомиров.

В свете обозначенных теорий в диссертации делается вывод, что справедливость в общественно-публичном аспекте представляет собой общую справедливость, идеи которой реализуются в общественной сфере и общественном правосознании. Как отмечает Б.Н. Кашников, общая

справедливость

означает

«справедливость

основных

общественных

институтов». Общая справедливость реализуется в сфере

общественно-

публичных интересов, обязательным субъектом которой выступает общество. Общая справедливость выражает «моральный смысл всего общественного устройства»1.

Между тем справедливость в индивидуально-личностном аспекте представляет собой частную справедливость. Реализация частной справедливости происходит в частной сфере и индивидуальном правосознании, следовательно, частная справедливость, в том числе имеет место там, где возникают индивидуально-личностные отношения. Частная справедливость предполагает нравственный дистрибутивный обмен благ, обязанностей и ответственности, с учетом их соразмерного распределения в индивидуальноличностных отношениях.

Во втором параграфе «Частноправовой аспект справедливости в правосознании» автор отмечает, что рассмотрение частноправового аспекта справедливости в правосознании представляет возможность в должной степени исследовать феномен справедливости с точки зрения таких понятий, как интерес, выгода, соразмерность и эквивалентность.

В основу современного частноправового регулирования в случае отсутствия прямой правовой нормы заложен принцип добросовестного, разумного и справедливого регулирования общественных отношений, исходя из законодательно закрепленных общих частноправовых начал и смысла естественного права. При этом законодательство позволяет субъекту соответствующих отношений выбирать различные варианты поведения. Между тем, любой принцип, отражаясь в правосознании и преломляясь через него, получает свою субъективную оценку и соответствующую реализацию в поведении. Частноправовые отношения, в которые вступают различные субъекты, могут не подпадать под регулирование санкционируемых государством правовых норм. Однако это дает возможность субъекту частноправовых отношений реализовывать свои субъективные права и обязанности в рамках справедливости. Такого рода регулирование имеет в основе фундаментальное восприятие справедливости на уровне правосознания личности как инструмента для достижения и реализации ее частных интересов.

1 Кашников, Б. Н. Исторический дискурс российской справедливости / Б. Н. Кашников // Вопросы философии. – 2004. - № 2. - С. 30.

23

Несмотря на однозначную диспозитивность норм частного права, предоставляющую субъектам частноправовых отношений, как правило, свободу выбора, а не обязанность подчинения, частное право имеет ряд ограничений, направленных на соблюдение интересов государства и всего общества в целом, на сохранение конституционного строя страны, сохранения обороноспособности, защиту прав и законных интересов других лиц и т.д. В связи с этим в науке используется такая конструкция, как «умеренное ограничение прав и свобод личности».. Такой подход для целей издания правовых норм представляется обоснованным, а сам факт установления таких ограничений - справедливым, так как действие указанных ограничителей направлено на укрепление законности в государстве. Между тем, автор отмечает, что такого рода ограничения отражаются не только в законодательно закрепленных правилах поведения, но и в правосознании. Для целей эффективной реализации таких ограничений необходимо сформированное в должной степени правосознание, выражающееся в общеполезном и социально значимом поведении субъектов. Однако функция справедливости в данном случае не сводится к обоснованию наличия в частном праве таких ограничений, несмотря на то, что справедливость в действительности является гарантом их наличия. Процесс привнесения в частное законодательство любых ограничений представляет собой многоуровневую структуру, в которой применение справедливости в качестве оценки создания указанных ограничений играет не последнюю роль.

Нравственный характер понятия справедливости в частноправовом поле обеспечивают нормы-регуляторы, которые не поддаются формализованному определению и градации. Эти нравственные начала представляют собой базу, на которой зиждется все частное право.

Правосознание, частное право и справедливость представляют собой своего рода механизм, через который иные социальные нормы (к примеру, мораль) взаимодействуют с частным правом и находят в нем выражение. В работе подчеркивается, что нравственные основы, существующие в обществе, отражаясь в правосознании, вносят в частное право регулятивные механизмы.

Проблема обеспечения прав и законных интересов субъектов частноправовых отношений также решается посредством применения требований справедливости. При вступлении индивидов в частноправовые отношения и при реализации своих прав и обязанностей возможен конфликт интересов этих участников. В данном случае использование справедливости для целей разрешения спора обосновано тем, что помогает четко определить и соизмерить значение и характер действий индивидов в частноправовых отношениях, а также последствий этих действий.

Далее рассматривается частноправовой аспект справедливости в правосознании через призму таких понятий как интерес, выгода, соразмерность и эквивалентность.

Соразмерность являет собой характеристику справедливости, которая напрямую используется в частном праве. Рассматривая соразмерность через

24

призму частноправового аспекта, необходимо сказать о том, что в данном случае соразмерность представляет собой определенное соответствие, баланс, между действиями субъектов частноправовых отношений, обменом материальными и нематериальными благами и последствиями этих действий и этого обмена.

В частном праве для характеристики справедливости используется такое понятие, как «эквивалентность». В данном случае понятие эквивалентности по смыслу ближе к понятию равенства; между тем, возможно говорить о неком отождествлении этих понятий между собой. Однако такое понимание термина «эквивалентность» неоднозначно. Наряду с пониманием эквивалентности как равенства также необходимо говорить о таком смысловом значении эквивалентности, как равноценность. В случае понимания эквивалентности как равноценности можно говорить об эквивалентности как о характеристике справедливости в частном праве.

Такие понятия, как «выгода» и «интерес», в должной степени определяют значение справедливости в частноправовых отношениях. Однако понятие «интерес» более точно определяет состояние субъекта в момент вступления в частноправовые отношения, нежели понятие «выгода». Выгода не всегда является мотивацией субъекта, определяющей его действия по реализации своих прав и обязанностей в пределах частноправового поля. Поведение субъекта может быть продиктовано не связанными с понятием коммерческой и экономической выгоды мотивами. Субъект, вступая в частноправовые отношения, может быть ориентирован на удовлетворение своих субъективных, исключительно нравственных потребностей.

Воля субъекта при его вступлении в гражданско-правовые отношения также является необходимым элементом предполагаемого гражданскоправового обмена. Именно посредством проявления и формального закрепления своей воли субъект способен удовлетворить личные интересы. Справедливость в данном случае реализуется через возможность субъекта удовлетворить свои интересы посредством выражения своей воли. Таким образом, в качестве основы дифференциации понятий «соразмерность» и «эквивалентность» и определения их места и роли в частноправовых отношениях выступает понятие «интерес».

В третьем параграфе «Справедливость как принцип функционирования правосознания и частного права» отмечается, что для целей исследования необходимо рассмотрение справедливости в качестве принципа функционирования правосознания и частного права, который ложится в основу формирования системы принципов, посредством которых осуществляется правотворчество и регулирование частноправовых отношений. Автор обосновывает позицию о том, что единая система нравственных принципов частного права базируется на принципах справедливости, гуманности, добросовестности и разумности.

Представляется, что система, которую образуют обозначенные принципы, является основополагающей для создания и применения правовых норм.

25

Однако взаимосвязь и системная работа таких принципов предполагает, в том числе и их отдельное рассмотрение. Это объясняется тем, что каждый принцип несет ту регламентирующую идею, которая определенным образом влияет на создание и функционирование нормы права. Принцип разумного поведения предполагает анализ собственных действий, принцип добросовестности - определенное поведение лица, основанное на совестном отношении к своим действиям и должной, определенной характером обстоятельств степени осмотрительности при совершении этих действий.

В свете такого понимания отдельных сфер применения указанных принципов, природы их влияния на функционирование правосознания, а как следствие и поведение субъектов правовых отношений, можно заключить, что справедливость, являясь мерилом между вложенным и полученным, а также оценкой совершенного действия и результатом такого действия, может рассматриваться и в системе принципов частного права и правосознания, и в качестве самостоятельного принципа. Между тем, справедливость в качестве принципа частного права образует системную неразрывную связь со справедливостью как принципом функционирования правосознания. Такого рода связь обусловлена схожей схемой реализации данного принципа для целей формирования как частного права, так и правосознания, поскольку именно справедливость в качестве принципа является базой построения частного права, аналогичное значение справедливость имеет и для целей формирования правосознания. Однако в частном праве принцип справедливости реализован с целью общеобязательного регулирования общественных отношений, в правосознании он имеет своей главной целью оценку явлений действительности с точки зрения сформировавшихся представлений о справедливости.

Действие справедливости в частном праве в качестве принципа определяется, в первую очередь, следующим условием: за конкретное деяние, установленное и описанное в норме, следует ответственность, которая в полной степени должна соответствовать предусмотренной в данной норме санкции. Справедливость в частноправовом поле выполняет функцию инструмента, посредством которого распределяются наказания за нарушение субъектом частноправовых норм, а также происходит индивидуализация ответственности. Принцип справедливости не являет собой единственную основу применения различного рода мер ответственности, однако является основным при определении мер ответственности в силу определенного ряда объективных факторов. Такие принципы права, как гуманизм, равенство и т.д., отражают лишь некоторые стороны содержания ответственности, а не ее природу. При этом наличие этих принципов является выражением справедливости в том смысле, что именно они отражают необходимость и состоятельность применения различных мер ответственности.

Универсальность и значимость принципа справедливости заключаются в том, что результат его действия прослеживается как в создании и применении норм частного права, так и в их толковании. Посредством принципа

26

справедливости, являющегося основой функционирования правосознания, в частном праве происходит оценка различного рода явлений с точки зрения понятий соразмерности, эквивалентности и интереса. Справедливость в частном праве служит базой для создания иных принципов, таких как: неприкосновенность частной собственности, восстановление нарушенных прав

изаконных интересов, недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательств и т.д. Справедливость, являясь принципом частного права, представляет собой критерий, с помощью которого оцениваются частноправовые отношения между субъектами, а также поведение этих субъектов в частноправовом поле. В этой связи принцип справедливости является определяющим и для целей функционирования правосознания, поскольку самым непосредственным образом влияет на такую оценку.

Справедливость в обществе приобрела характер необходимого и значимого явления. Общественная значимость справедливости обусловлена возможностью ее применения любым субъектом общественных отношений для их оценки с позиции справедливого либо несправедливого регулирования. В этом смысле справедливость выступает важнейшим принципом формирования

ифункционирования правосознания граждан на любом уровне: и индивидуальном, и общественном, и в рамках позитивного права как идеологии, и в рамках правовой психологии.

Взаключении диссертации подводятся основные итоги проведенного исследования, отражено авторское видение справедливости и современного российского правосознания в предметном поле социальной философии, намечены перспективы дальнейшей работы над рассматриваемой проблемой.

ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Вжурналах, рекомендованных ВАК

1.Нестерук, Е. С. Правосознание и справедливость: проблема соотношения понятий / Е. С. Нестерук // Вестник Чувашского университета. – 2008. - № 1. – С. 109-112.

2.Нестерук, Е. С. Справедливость в правотворчестве и правоприменении /

Е.С. Нестерук // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2007. - № 3. – С. 260-262.

3.Нестерук, Е. С. Цивилистический аспект понятия «справедливость» /

Е.С. Нестерук // Вестник Чувашского университета. – 2008. - № 3. – С. 97-100.

Вдругих изданиях

4.Нестерук, Е. С. Истинность в юридическом процессе / Е. С. Нестерук // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. История. Философия. Культурология. Педагогика / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2005. – С. 29-32.

27

5.Нестерук, Е. С. Справедливость как оценочное понятие в правосознании / Е. С. Нестерук // Вестник Костромского государственного

 

университета им. Н. А. Некрасова. Сер. «Исторические науки.

 

Волжский рубеж». - 2006. – Т. 12, № 6 (21). – С. 77-79.

6.

Нестерук,

Е. С.

О правовом статусе

понятия справедливости /

 

Г.П. Корнев, Е. С. Нестерук // Законы экономической сферы общества :

 

материалы IX Междунар. ярмарки идей, 34 Акад. симп. / Нижегор. гос.

 

архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2006. – С. 311-312.

7.

Нестерук,

Е. С.

Статус правосознания

в правовой культуре /

Е.С. Нестерук // Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Социально-гуманитарные науки / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун- т. – Н. Новгород, 2007. – С. 49-51.

8.Нестерук, Е. С. Особенности современного российского правосознания /

Е.С. Нестерук // Законы научной сферы общества : материалы X Междунар. ярмарки идей, 35 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. – Н. Новгород, 2007. – С. 291-292.

9.Нестерук, Е. С. Справедливость как основа современного российского правосознания / Е. С. Нестерук // Законы художественной сферы общества : материалы XI Междунар. ярмарки идей, 36 Акад. симп. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2008. – С. 162163.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]