Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2200

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
261.4 Кб
Скачать

11

монография С.Г. Кочарянца и Н.Н. Горина «КБ-11 (Арзамас-16): Несколько страниц истории создания атомного центра» (Арзамас-16, 1993). Авторы – профессиональные разработчики ядерного оружия. С.Г. Кочарянц много лет являлся главным конструктором ВНИИЭФ, Н.Н. Горин работал здесь же главным конструктором научно-конструкторского бюро стандартизации. В книге, хотя и кратко, представлена одна из первых попыток осветить на основе документальных свидетельств и воспоминаний начальный период создания в Советском государстве уникального атомного центра, где были разработаны и воплощены в жизнь идеи талантливых русских ученых о сверхмощном ядерном оружии. В книгах В.И. Жучихина и Я.П. Докучаева детально рассмотрены работы по подготовке и испытанию первой атомной бомбы на Семипалатинском полигоне. Представляют интерес воспоминания руководителей атомной отрасли о своих коллегах, содержащие как биографические данные, так и информацию о деловом взаимодействии внутри проекта. В 1983 году была опубликована статья основателя РФЯЦ-ВНИИЭФ Ю.Б. Харитона «А.Ф. Иоффе и И.В. Курчатов». В свою очередь Юлию Борисовичу посвящены воспоминания активных участников разработки первого атомного заряда трижды Героя Социалистического Труда, академика АН СССР, доктора физико-математических наук, профессора, лауреата Ленинской и четырех Сталинских премий Я.Б. Зельдовича и доктора физикоматематических наук, профессора, лауреата Ленинской и трех Сталинских премий Л.В. Альтшулера. Несомненный интерес представляет автобиография Ю.Б. Харитона «Путь длиною в век», написанная им в 1999 году. В книге «Эпизоды из прошлого» Ю.Б. Харитон и Я.Б. Зельдович рассказывают о роли директора ленинградского физико-технического института (ЛФТИ) А.Ф. Иоффе в развитии советской ядерной физики. Однако при всей ценности указанных публикаций в них неизбежно присутствуют элементы субъективных оценок и личных пристрастий.

Однако основным источником для написания работы послужили архивные материалы исследуемого периода, которые позволили воссоздать

12

целостную и объективную картину решения избранной проблемы. В материалах законодательных и исполнительных органов власти, ведомственных документах, резолюциях и постановлениях различных комиссий и конференций можно проследить, как складывалось организационное и научное руководство проектом, кооперация различных ведомств и организаций, как формировался коллектив ученых и специалистов. Комплексное их рассмотрение позволило проанализировать ряд спорных, малоизученных аспектов проблемы. Особый интерес представляют рассекреченные постановления и распоряжения Государственного комитета обороны (ГКО), Совета народных комиссаров СССР (СНК), ведомственные нормативные акты, письма и докладные записки видных ученых и государственных деятелей по вопросам реализации основных законоположений, касающихся становления атомной отрасли в целом и ядерного центра в частности. Рассмотрение и анализ указанных документов, в которых выдвигались основные идеи развития атомной отрасли, вырабатывались резолюции о путях решения вопросов научного и производственно-технического характера, позволили не только разобраться в теоретических вопросах, но и дали возможность почерпнуть конкретноисторический материал, определяющий отношение высших партийных, советских и хозяйственных органов к реализации атомного проекта в СССР.

В исследовании использованы материалы из 11 фондов, находящихся в пяти архивах - Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), архиве Президента Российской Федерации (АПРФ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), архиве Российской Академии наук (архив РАН), архиве Российского Федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики. (Официальное название этого архива – Отдел фондов научно-технической и управленческой документации (ОФНТиУД РФЯЦ-ВНИИЭФ).

13

ВАПРФ, РГАСПИ, ГАРФ автором изучены материалы о выработке государственной политики в области реализации советского атомного проекта,

втом числе распоряжения и постановления ГКО; приказы НКВД; докладные записки в адрес ГКО, а также в Управления, подведомственные ГКО; заявки в Народный комиссариат обороны СССР (НКО) и т.п.

Вархиве РАН исследованы постановления Президиума АН СССР,

доклады и резолюции научных советов АН СССР, докладные записки в адрес Президиума АН СССР, постановления ГКО, касающиеся деятельности АН

СССР. Этот пласт источников отражает состояние работ по основным проблемам, стоявшим перед создателями отечественного атомного оружия (физические исследования, связанные с конструкцией бомбы; изучение различных методов разделения изотопов урана и возможностей их промышленного производства; разработка технологии и получение урановых солей, графита, тяжелой воды и т.п.).

Другой важной источниковедческой базой являются документы ОФНТиУД РФЯЦ-ВНИИЭФ. В нем хранится большой объем самой разнообразной по составу и содержанию секретной и несекретной научнотехнической, управленческой документации, а также документации по личному составу. Большой интерес и ценность представляют организационнораспорядительные документы послевоенного периода, подписанные видными государственными и партийными деятелями того времени, а также внутренние документы РФЯЦ-ВНИИЭФ (КБ-11). В совокупности управленческая и научно-техническая документация за 1946-1950 гг., хранящаяся в архиве, отражает нелегкий процесс становления первого ядерного центра, решение сложных и трудоемких научно-технических задач по разработке и испытанию первой советской атомной бомбы. Она также закрепляет приоритет нашей страны в развитии ряда направлений атомной науки и техники.

Таким образом, работа основана на источниках разного типа, что позволяет всесторонне рассмотреть происходившие процессы, сопоставить различные точки зрения, делая возможным углубленное изучение проблемы.

14

Источники создают документальную базу диссертации, позволяют воссоздать полную картину рассматриваемого периода.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1.Теоретические и исследовательские работы, проведенные советскими учеными, показали возможность создания ядерного оружия в СССР. С

передачей руководства советским атомным проектом в ведение НКВД СССР

работы приобрели необходимый размах и динамизм.

2.Создание Лаборатории № 2 при АН СССР позволило начать конкретные работы по решению атомной проблемы, определить основные направления научных исследований, а также создать примерную структуру предприятий, которые приняли участие в реализации атомного проекта на начальном этапе.

3.Материалы, добытые советской разведкой, сыграли важную роль в формировании научной базы при разработке ядерного оружия в нашей стране. Они подтвердили возможность создания атомного заряда, что сократило сроки его разработки, а также определили, хотя и схематично, потребности для организации производства.

4.Образование КБ-11, обладающего развитой инфраструктурой и укомплектованного необходимыми кадрами, явилось итогом колоссальной работы по формированию будущего ядерного центра.

5.Деятельность руководства и кадровой службы объекта в части подбора, обучения и переквалификации научных, инженерно-технических и рабочих кадров обусловили возможность успешной работы и развития коллектива КБ-11, направленного на решение многих ответственных задач последующих лет.

6.Созданная система режима секретности оказалась оптимальной по сохранению государственной тайны и созданию условий для работы сотрудников КБ-11.

Практическое значение диссертации. Изучение истории создания ядерного оружия является познанием определенного этапа развития атомной

15

отрасли, глубоко законспирированного направления до сих пор определяющего высокий авторитет российской науки и гордость народов Российской Федерации. Данное исследование имеет научную и практическую ценность, поскольку может быть использовано при изучении общих и конкретных вопросов истории создания ядерного оружия. Научные выводы и фактический материал диссертации могут найти применение при написании различных учебных и методических пособий. Тезисы работы возможно включить в вузовский лекционный курс, практические занятия по истории России, в пособие по истории Нижегородского края.

Результаты диссертации могут быть использованы при дальнейшем исследовании проблемы осуществления советского атомного проекта.

Апробация основных положений работы осуществлена автором на ряде российских межвузовских научно-практических конференций в Нижнем Новгороде, отдельные разделы труда обсуждались на заседаниях Лаборатории исторических исследований РФЯЦ-ВНИИЭФ. Материалы по теме диссертации вошли в основу трехтомного издания «Создатели ядерного оружия КБ-11 (РФЯЦ-ВНИИЭФ)» – Саров, ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», 2004-2006, из которых автором подготовлены 192 статьи общим объемом 237 с., а также отражены в других научных публикациях.

Степень разработанности темы исследования, вытекающие из этого цели и задачи, предопределили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, а также научная и практическая значимость; даны определения объекта и предмета исследования, его хронологических и территориальных рамок. Содержится анализ степени изученности проблемы, дана характеристика источниковой

16

базы диссертации. Формулируются основные цели, задачи и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы. Приводятся сведения об апробации и ее структуре.

Первая глава «Становление научной и материально-технической базы для создания ядерного оружия» посвящена изучению вопросов становления и функционирования в СССР атомной отрасли. В первом параграфе «Развертывание геологоразведочных работ и производства урана»

показывается развитие советской ядерной физики в 20-30 гг. ХХ века, роль советской разведки в возобновлении работ по исследованию осуществимости использования атомной энергии, прерванных Великой Отечественной войной, раскрываются основные направления правительственной политики в исследуемой отрасли. Изучена динамика начального этапа реализации атомного проекта под руководством заместителя председателя ГКО и СНК

СССР В.М. Молотова, включавшего в себя организацию геологоразведочных работ по выявлению новых месторождений радиоактивных элементов, а также добычу и переработку урановых руд, освоение производства урановых солей и металлического углеродистого урана в СССР. Отражено создание нормативноправовой основы организации и деятельности поисковых работ.

Второй параграф «Организация Лаборатории № 2 Академии Наук

СССР. Новый этап работ по атомной проблеме» посвящен деятельности первого в стране научно-исследовательского учреждения, призванного заниматься атомной проблемой. С приходом к руководству советским атомным проектом наркома внутренних дел Л.П. Берии работы в данном направлении возобновились в гораздо большем объеме, чем прежде. В кратчайшие сроки были собраны разбросанные по стране кадры специалистов, ранее занимавшиеся проблемой урана, привлечены к работе крупные ученые, которые стали развивать у нас в стране область разделения изотопов. Помимо этого была создана Лаборатория измерительных приборов № 2 АН СССР,

которая начала исследования по разделению изотопов; изучила полученный изза границы материал и провела исследования, которые позволили

17

ориентироваться в современном положении проблемы урана, и наметила дальнейший путь ее развития. В 1944-1945 гг. в результате деятельности Лаборатории № 2, сотрудничавших с ней ученых и специалистов других организаций, а также поступавшей разведывательной информации, в значительной степени определились общие контуры атомного оружия. Сложность ситуации заключалась в том, что по многим физическим и техническим проблемам, связанным с созданием атомной бомбы, не существовало однозначных решений. Вариативность предполагала выбор, и его приходилось делать, в основном, без экспериментальной проверки, опираясь на собственные знания, опыт, интуицию, постоянно учитывая ограниченность возможностей воюющей страны. При всей важности физических проблем, основные трудности 1944-1945 гг. были вызваны отсутствием индустрии, позволяющей быстро и в нужных количествах получать материалы, необходимые для продолжения работ.

Для руководства работами по исследованиям и практическому использованию внутриатомной энергии в военных и мирных целях при СНК

СССР в августе 1945 года создан Специальный комитет. К исследованиям в области получения и использования атомной энергии им было привлечено до двадцати различных НИИ и лабораторий АН СССР. Первым практическим шагом в заложении основ атомного проекта СССР стало решение о создании в 1946 году научного ядерного центра.

В результате анализа в параграфе делается вывод, что создание Лаборатории № 2 при АН СССР позволило начать конкретные работы по реализации атомной проблемы: стали формироваться коллективы ученых и специалистов, были определены и начали осуществляться научные исследования, разработаны необходимые математические задачи и методы их решения. Для проведения исследований также разрабатывались и изготавливались стенды, установки, приборы и другая экспериментальная аппаратура. Определились задачи проектирования и строительства комбинатов, заводов, цехов и лабораторий. Была создана примерная структура

18

научно-исследовательских институтов, КБ, предприятий, которые приняли участие в реализации атомного проекта на начальном этапе.

В третьем параграфе «Роль советской разведки в реализации атомного проекта» рассматривается деятельность разведки, которой удалось получить и передать разнообразную ценную информацию, как в отношении принципиальных идей, так и конкретных научных данных по атомному проекту. В частности, советскому руководству стало известно состояние работ по разработке ядерного оружия в США, Великобритании и Германии. В связи с проблемой использования внутриатомной энергии урана вопрос о наличии и мощности месторождений урановой руды в каждой из стран приобретал особо важное значение. Советский Союз до мая 1945 года располагал семью тоннами окиси урана, вместо необходимых ста тонн для осуществления уранграфитового реактора. Благодаря собранной спецслужбами информации и по мере продвижения армии на запад Европы открывалась возможность использования мировых месторождений. Только из Германии было вывезено 300 тонн окиси урана и его соединений. В результате проблема получения необходимых количеств урана была решена.

В данном параграфе содержатся также сведения о вывозимых из Германии научно-исследовательских учреждениях, предприятиях, материалах и немецких специалистах, занимавшихся проблемой урана. Рассматривается структура американских научных центров, по образцу и подобию которых было создано КБ-11. Представленная схема организации работ по ядерной физике в Германии была также учтена при создании атомной отрасли в СССР.

Таким образом, материалы разведки сыграли определенную роль в создании научной и организационной базы разработки ядерного оружия в нашей стране. Эти материалы содействовали ускорению основных направлений теоретических и исследовательских работ, подтвердили возможность создания атомного заряда, что сократило сроки его разработки, а также показали, хотя и схематично, что требуется для формирования производства. Нужно было создавать новую для нашей страны атомную промышленность, а это составляло

19

десятки новых предприятий, тысячи различных установок и реакторов, приборов и другой аппаратуры.

Во второй главе «Первый ядерный центр» дается анализ научной, материально-технической базы и кадрового обеспечения первого советского ядерного центра; рассмотрена его структура, проанализированы структурные изменения по ходу реализации поставленных задач и возникновению новых направлений; освещены вопросы создания и испытания первой советской атомной бомбы.

В первом параграфе «Дислокация первого ядерного центра, его структура, начало строительства» рассмотрены принципы выбора места расположения ядерного центра, освещены основные этапы его строительства. Особое внимание уделено структуре Центра, проанализированы ее изменения по ходу реализации поставленных задач.

В результате проведенного анализа автор приходит к выводу, что, вопервых, высокая степень секретности намечаемых работ, необходимость проведения взрывных экспериментов предопределили выбор малонаселенной, скрытой от визуальных наблюдений местности. Во-вторых, была необходима оперативная связь с предприятиями и организациями – соисполнителями атомного проекта, значительная часть которых находилась в центральных районах страны, а удаление от столицы означало многократное увеличение расходов на обеспечение инфраструктурной связи, что в годы послевоенной разрухи страна позволить себе не могла. Наконец, немаловажным фактором являлось наличие на территории будущего Центра производственной базы и транспортных артерий. Всем вышеперечисленным требованиям отвечал поселок Саров Темниковского района Мордовской АССР, что и предопределило возможность его использования в качестве первоначальной базы для размещения нового секретного предприятия.

Первые объекты строительства были определены постановлением Совета Министров СССР № 1286-525сс «О строительстве научно-исследовательской базы для реализации атомного проекта». В их число входило 10 лабораторий и

20

опытный завод. Все строительные мощности были направлены на введение новых зданий и сооружений. Однако в ходе строительства сроки сдачи объектов в эксплуатацию неоднократно срывались. И лишь после назначения в апреле 1947 года уполномоченным СМ СССР при Лаборатории № 2 и КБ-11 генерала-майора Н.И. Павлова, который ввел жесткий контроль над сроками сдачи объектов, ситуация нормализовалась. В результате за 1947 год было освоено производственных объектов стоимостью 62 млн. руб., что превысило тот же показатель предыдущего года на 44 млн. руб. В течение 1948 года был выполнен наибольший годовой объем работ по строительству ядерного объекта. В течение этого года многое было не только реконструировано и построено, но также была заложена основа, как для дальнейшего развертывания производственного строительства, так и для ввода в действие зданий жилищного, коммунально-бытового, социально-культурного, медицинского и торгового назначений. Наряду с этим поселок был полностью телефонизирован, были проложены водопровод, канализация, шоссейные дороги. Расширялась и налаживалась вся инфраструктура сложного хозяйства, расширялось оборудование лабораторных корпусов, совершенствовались полигоны.

Организационный талант и опыт первого начальника КБ-11 П.М. Зернова позволили уже в первые месяцы существования объекта создать его простую, четкую, функциональную структуру. Сразу после создания научноисследовательских лабораторий и опытного завода началось развертывание конструкторских подразделений и теоретического отдела КБ-11. 1948 год – одна из едва ли не самых важных вех, как в процессе практического осуществления атомной программы, так и в дальнейшем поиске наиболее эффективно работающей организационной структуры ядерного объекта.

Вмарте 1948 года на базе созданных лабораторий, теоретического отдела

иполигонов был образован научно-исследовательский центр (НИС), который был призван осуществлять научную разработку и исследование изделий в лабораторных и полигонных условиях, и с помощью теоретических расчетов и обобщенных экспериментальных данных определять основные требования к

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]