Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2107

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
255.43 Кб
Скачать

9

середине XIX в. сформировались разнообразные по композиции планировочные структуры изучаемых ТПС: в Городце — линейная, полицентрическая, расчлененная; в Лыскове - компактная, двухчастная; в Богородском - компактная, цельная с линейным развитием кварталов и треугольным центральным ядром; в Павлове - звездообразная, полицентрическая, расчлененная; в Б. Мурашкине - компактная, двухчастная. Их эволюция происходила путем стихийного роста от единого центра (Богородское, Павлова), слияния нескольких самостоятельных центров (Городец), преобразований на регулярной основе (Б. Мурашкино, частично Лысково). Основу градостроительного своеобразия сел Городца, Павлова и Богородского составляло сохранение средневековой живописной планировочной структуры, органически взаимосвязанной с рельефом - наследия дорегулярного этапа русского градостроительства, практически исчезнувшего в городах после регулярных преобразований эпохи классицизма. Планировочные структуры сел Б. Мурашкина и Лыскова, напротив, регулярные, что, в свою очередь, выделяет их в ряду владельческих сел губернии, где подобные радикальные преобразования были довольно редкимявлением.

Силуэт всех изучаемых ТПС обладал общерусскими чертами — контрастностью, основанной на противопоставлении вертикалей доминант массиву малоэтажной застройки, а также активным участием ландшафта в композиции поселений. Силуэт каждого из сел, являясь пространственным выражением планировки, выявлял ее особенности: в Городце и Павлове равномерное рассредоточенное размещение доминант подчеркивало линейность или полицентричность поселения; в Богородском и Большом Мурашкине единый центр акцентировался группой доминант; в Лыскове выявлялась двухчастность планировочной структуры.

Отсутствие регламентации и норм, в значительной мере оказывавших влияние на застройку городов, обусловило разнообразие, а порой и контрастность застройки изучаемых ТПС, вызванную значительным имущественным расслоением населения. В конце XIX - начале XX вв.

10

наиболее динамичный рост и значительные объемы строительства наблюдаются в Городце, Богородском и Павлове - развитых селах северной и юго-западной части Нижегородской губернии.

В облике общественно-торговых центров изучаемых ТПС на рубеже XIX - XX вв. явственно видны черты урбанизации - чрезвычайно плотная для сел застройка без садов, огородов и зеленых зон, сопоставимое с городами соотношение каменной и деревянной застройки, повышение этажности зданий, появление фрагментов сплошной каменной застройки, наличие развитой инфраструктуры. Отмечается присущее периоду эклектики возрастание роли улиц по сравнению с площадями; это выражается в многофункциональном насыщении улиц (административные, культурноразвлекательные, торговые, образовательные функции) и обогащении их архитектурного облика, в то время как застройка площадей, сохраняющих преимущественно торговые и складские функции, в это время практически не обновляется. Выявлены единые для всех ТПС закономерности расположения в структуре застройки общественных зданий: торговые, административные, развлекательные - компактно расположены в центральной части; благотворительные, образовательные - рассредоточены; лечебные - вынесены на окраины и приближены к кладбищам.

Отличительной особенностью расположения в структуре ТПС производственных предприятий был их рассредоточенный характер и размещение вблизи рек и озер. В отличие от фабричных сел, где промышленные здания становились главными центрами притяжения и новыми высотными доминантами, здесь они не играли ведущей роли.

Несмотря на довольно активный процесс урбанизации, в рассматриваемый период в ТПС сохранялась присущая сельской местности непосредственная и визуальная связь с природным окружением, в особенности в приречных поселениях.

Во второй главе - « Анализ архитектуры торгово-промышленных сел Нижегородской губернии» - в результате детальных натурных и архивных изысканий выявлены типологические, композиционные,

11

морфологические и стилистические особенности архитектуры изучаемых поселений конца XIX - начала XX вв. на примере жилых, общественных, производственных и культовых зданий.

Архитектура ТПС Нижегородской губернии конца ХIХ — начала XX вв. в целом отражала черты множества стилистических направлений, но при этом все они попадают под общее понятие «провинциальной эклектики», которая преобладала в архитектуре российской провинции середины XIX - начала XX вв. и характеризовалась комбинированием форм и приемов, заимствованных из архитектуры столиц и больших городов, и преломлением их в контексте региональных и местных особенностей (мировоззрения, бытового уклада, социального состава и вкусов заказчика, строительных и художественных традиций народного зодчества). Если эклектика в целом обращалась к использованию элементов, «выбранных» из различных стилей п р о ш л о г о, то провинциальная эклектика применяла их уже опосредованно, заимствуя в основном с о - в р е м е н н ы е ей тенденции архитектуры столиц и близлежащих крупных городов, чем объясняется некоторое временное запаздывание в ее развитии.

Самобытность архитектуры ТПС Нижегородской губернии конца XIX - начала XX вв. выражается во взаимодействии традиций народного зодчества с новациями, привнесенными профессиональной архитектурой; в результате этого двустороннего процесса возник оригинальный вариант провинциальной эклектики, обладающий общими региональными чертами - стабильностью, устойчивостью, рациональностью и демократичностью, что проявилось в широком распространении «кирпичного стиля» - разновидности провинциальной эклектики, отвечавшей вкусам заказчика - купечества и крестьянства, а также учитывавшей вопросы экономии средств.

Кроме того, архитектуру данных поселений отличает собственная, индивидуальная неповторимость, которая сложилась под влиянием множества факторов - близости к Нижнему Новгороду, и как следствие, влияния

12

его архитектуры; преобладающего вида кустарных промыслов; особенностей географического положения; градостроительной ситуации; ландшафта; местных традиций народного зодчества. В результате исследования выявлены следующие черты индивидуального своеобразия архитектуры изучаемых ТПС:

В Г о р о д ц е - большое разнообразие морфотипов каменных зданий; сохранение устойчивого морфотипа деревянного жилого дома, восходящего к крестьянской избе; использование внешних форм классицизма или модерна во взаимодействии с деревянным народным зодчеством, применение художественной ковки и литья как отличительных декоративных деталей;

В Б о г о р о д с к о м - цельность и масштабная однородность застройки с преобладанием «кирпичного стиля»; устойчивость и повторяемость морфотипов каменных зданий и отдельных архитектурных деталей (аттиков, пилястр, наличников, металлических элементов); преобладание симметричных композиций фасадов с подчеркивающими центральную ось аттиками; наличие выразительных по архитектуре ка- менно-деревянных зданий начала XX в.;

ВП а в л о в е - стилистическое и морфологическое разнообразие зданий, преимущественно в «кирпичном стиле», в отдельных случаях - с чертами модерна; подчеркнутое внимание к силуэтным характеристикам (наличие башенок со шпилями и флюгерами, эркеров, аттиков); широкое распространение каменно-деревянных жилых домов, в облике которых «стилевая» архитектура преломлена в контексте местных художественных

истроительных традиций;

ВЛ ы с к о в е — скромная, рациональная архитектура и мелкий масштаб жилых зданий и торговых построек; преобладание равноакцентных композиций фасадов без акцентирования центральной оси; устойчивость влияния классицизма без синтетического взаимодействия с местными народными традициями, которые здесь выпукло не проявились; наличие зданий, построенных но образцовым проектам; влияние архитек-

13

туры Макарьевского монастыря в формах архитектурных деталей; наличие яркого примера промышленной архитектуры модерна;

В Б. М у р а ш к и н е - стилистическое разнообразие оригинальных по архитектуре каменных жилых домов богатых купцов-меховщиков начала XX в., представляющих своего рода архитектурную «выставку»; своеобразные интерпретации черт поздней эклектики, декоративного модерна, ретроспективизма, неоклассицизма; пышность и богатство эклектического декоративного убранства каменных построек при отсутствии выраженных местных особенностей деревянного зодчества.

Деревянное зодчество в изучаемых ТПС, развиваясь в общем русле провинциальной эклектики, обладало несомненной общностью; в то же время оно демонстрировало разнообразие морфотипов зданий, декоративных деталей и техник резьбы. В конце XIX - начале XX вв. в Богородском и Павлове формируется тип двухэтажного каменно-деревянного городского дома с чертами русского стиля и модерна, тогда как в Городце сохраняются традиционные, архаичные формы одноэтажного деревянного дома, восходящего к крестьянской избе. В Городце и Павлове наблюдаются самобытные традиции деревянной резьбы. В Лыскове и Б. Мурашкине местные особенности деревянного зодчества не выражены.

В провинциальной архитектуре периода эклектики облик зданий определяла не объемная композиция, а, в первую очередь, главные фасады, носившие характер плоскостных декораций. Поэтому проведенный в диссертации морфологический анализ сфокусирован на фронтальной композиции уличных фасадов зданий, определившей те или иные морфотипы, а также на архитектурных деталях. Их классификация, получившая отражение в ряде таблиц, позволяет составить наиболее полное представление об архитектуре ТПС и ее особенностях. Морфологический анализ архитектурных деталей деревянных жилых домов показал, что наиболее акцентными элементами в системе декора фасадов являлись наличники, и позволил выявить их основные типы.

14

Специфическим видом организации жилья в изучаемых ТПС была многофункциональная усадьба, в наибольшей степени соответствующая их хозяйственному укладу. Являясь самым распространенным, универсальным типом застройки, усадьба представляла собой целостный хозяйственно-экономический и архитектурно-художественный комплекс. Однако если до конца XIX в. главной в усадьбе оставалась жилая функция, то в изучаемый период акцент смещается на производственные, складские и торговые функции. Торгово-промышленная усадьба становится основой для формирования новых типов зданий (жилых, торговых, развлекательных, промышленных). Полифункциональность усадьбы влияет на большую плотность ее застройки - периметральной при компактной форме участка (усадьба-«квартал») или многорядной при вытянутой форме участка. Усадьбы всех изучаемых ТПС имели сходную фронтальную композицию; различия же проявлялись на уровне силуэта, стилистики фасадов образного решения.

В рассматриваемый период жилой дом выделяется из состава усадьбы, превращаясь в самостоятельный особняк. Выявлен своеобразный тип сельского доходного дома, не получивший освещения в литературе.

Характерной особенностью рассматриваемых ТПС является присутствие различных типов общественных зданий конца XIX - начала XX вв., присущих городам (административных, культурнопросветительных и развлекательных, торговых, лечебных и благотворительных, учебных), несмотря на то, что в административном отношении все они оставались селами. Формирующаяся типология общественных зданий не представила ярких образцов, подобно городам, однако их широкая номенклатура (в особенности в Городце, Богородском и Павлове) указывала на проникновение в села «городской» культуры просвещенных и обеспеченных слоев общества.

На рубеже XIX и XX вв. в данных ТПС начался процесс выделения производственных зданий из состава многофункциональных усадеб, их укрупнения и организации в самостоятельные комплексы, которые, в силу

15

размеров и в отдельных случаях - образной выразительности, стали новыми акцентами в застройке, не нарушая, однако, традиционно главенствующей в силуэте сел роли храмов.

Храмовое зодчество, развиваясь в общем русле историзма, активно велось в Городце - старообрядческой столице Среднего Поволжья, в остальных поселениях ограничиваясь единичными примерами. Храмы, в основном построенные в русском стиле, являли собой силуэтный, габаритный, высотный контраст остальным постройкам. В этот период отмечается увеличение размеров и высоты храмов, объединение колокольни с основным объемом церкви, ярусность и пластичность силуэта, завершения в виде шатра или пятиглавия. Строительство храмов велось при участии профессиональных архитекторов, использовались также аналоговые образцы.

Исследование показало, что архитектурный облик рассматриваемых ТПС определяли не торговые и производственные здания, непосредственно связанные с основой их экономики и хозяйственного уклада, а частные многофункциональные усадебные комплексы. В этом проявилось коренное отличие от фабричных сел, где доминировали промышленные постройки, от городов, где выделялись, в первую очередь, общественные здания, и от земледельческих сел, где единственными доминантами были храмы. Среди причин такой региональной специфики -- наличие развитых кустарных промыслов в сочетании с торговлей, многочисленный «средний» слой кре- стьян-предпринимателей, социальная однородность населения при значительном имущественном расслоении. Именно торговопромышленные усадьбы и жилые дома конца XIX - начала XX вв., представляя собой значительную часть ценного историко-культурного наследия, составляют основу целостной среды, которая в настоящее время играет важную роль в облике изучаемых поселений.

В третьей главе - «Историко-культурное наследие торговопромышленных сел (ныне малых городов Нижегородской области) на современном этапе» - определено современное состояние историко-

16

архитектурной среды в изучаемых поселениях, степень ее сохранности и изученности.

На современном этапе в свете осознания непреходящей ценности ис- торико-культурного наследия, подтвержденного на законодательном уровне (Закон Российской Федерации об объектах культурного наследия 2002 г.), особую важность и актуальность имеет углубленное изучение ис- торико-архитектурной среды малых исторических городов Нижегородской области - бывших ТПС, ярких составляющих развития градостроительства и архитектуры региона. Исследование историко-культурного наследия данных городов подтвердило, что облик каждого из них обладает общим своеобразием исторических населенных мест (долгое преемственное развитие во времени, сформировавшее целостную историкоархитектурную среду и обеспечившее ее морфологическую вариабельность; хозяйственный уклад, обусловивший дробность структуры застройки и мелкий масштаб, комфортный для человека), и характеризуется контрастностью силуэта, дисперсным характером застройки, взаимосвязью с ландшафтом и природным окружением, применением дерева и лицевого кирпича в качестве основных строительных материалов.

Большинство сохранившихся памятников архитектуры и целостная рядовая среда в исследуемых городах относятся к рубежу XIX - XX вв., что определило не только региональную, но и хронологическую общность данных населенных, мест и, как следствие, - общность стилистическую, обеспечившую господство провинциальной эклектики.

Индивидуальное своеобразие архитектурного облика каждого из городов определяется особыми качествами отдельных компонентов историко-архитектурной среды (исторической планировочной структуры, природного и антропогенного ландшафта, исторической застройки и отдельных памятников), их взаимосвязями и неповторимым сочетанием, а также органической целостностью всей системы. Для каждого из городов выделены ценные компоненты историко-архитектурной среды, а также степень их сохранности. В процессе исследования выявлено большое ко-

17

личество особо ценных объектов изучаемого периода, которые предложено дополнительно включить в Единый государственый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по Нижегородской области: в Богородске - 22 объекта, в Городце - 14, в Лыскове - 17, в Павлове - 35, в Б. Мурашкине - пять объектов и три интерьера.1

Преемственность и самобытность в развитии изучаемых городов - бывших ТПС - были прерваны в годы становления советской архитектуры, что негативно отразилось на их облике (за исключением отдельных зданий в Павлове, советский период не оставил здесь сколько-нибудь ценного наследия). XX век внес диссонанс в среду исследуемых городов - изменился первозданный облик природного окружения и водных пространств, был утрачен исторически сложившийся силуэт (исчез ряд храмов), отдельные памятники истории и архитектуры, нарушена целостность историкоархитектурной ткани, появилась диссонирующая современная застройка. Все это поставило под угрозу гармоничность и своеобразие облика этих исторических населенных мест.

В работе определены первоочередные для каждого из исследуемых городов вопросы, связанные с реконструкцией, охраной и использованием историко-культурного наследия, решение которых необходимо с точки зрения сохранения их градостроительного и архитектурного своеобразия.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенное комплексное исследование архитектуры ТПС Нижегородской губернии позволило более полно осветить историю развития русской архитектуры в период конца XIX - начала XX вв., которая до сих пор изучалась на примере столичных, крупных, средних и малых городов, в то время как села, в том числе, торгово-промышленные, оставались вне

1 На учете в настоящее время находятся: в Богородске — 34 памятника истории и культуры областного значения, в Большом Мурашкине - 28, в Городце - 89, в Лыскове - 26, в Павлове -56; в Городце и Лыскове соответственно девять и два памятника федерального значения.

18

сферы исследований. Детальный анализ архитектурно-градостроительного процесса конца XIX - начала XX вв. применительно к изучаемым ТПС позволил определить значительную роль данного этапа в развитии их архитектуры и сделать следующие основные выводы:

1.Исторический анализ развития изучаемых ТПС показал, что, отражая общее состояние архитектуры России конца XIX - начала XX вв., они отличались самобытным путем развития, присущим данному региону: имея в этот период административный статус сел, фактически они соединяли в себе экономические особенности и черты застройки городов и фабричных сел, что, главным образом, и определило своеобразие их архитектурного облика.

2.Градостроительный анализ изучаемых ТПС позволил произвести классификацию их планировочных структур по композиционным признакам и установить, что общие черты их архитектурного облика определялись структурой и характером застройки (регулярностью, дисперсностью и мелким масштабом зданий, уплотнением застройки центров с преобладанием двухэтажных каменных зданий); индивидуальные особенности каждого из ТПС проявились на уровне планировочной структуры и тесно взаимосвязанной с ней общей композиции застройки, обусловленной характером ландшафта и расположением по отношению к водным пространствам.

3.Анализ общественно-торговых центров изучаемых ТПС показал, что они развивались на основе сложившейся к середине XIX в. живописной или регулярной планировки: в одних случаях главные торговые улицы и площади находились, исходя из соображений целесообразности, у главной дороги или возле пристани и переправы (Богородское, Павлово, Городец); в других - положение главных торговых площадей было определено регулярными планами (Лысково, Большое Мурашкино). В изучаемый период во всех ТПС наблюдаются градостроительные изменения, свойственные периоду эклектики - возникновение новых центров притяжения на окраинах (торговых и производственных), при-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]