Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1852

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
21.11.2023
Размер:
234.46 Кб
Скачать

9

отражающих поля и области, сферы и среды градостроительства, которые в свою очередь находят отражение в методологии специальных областей научного знания, например, в методах контекстуально-средового подхода, принципах архитектоники и синархии. Развивается методология теоретического моделирования форм среды обитания человека, основанная на движении от абстрактного к конкретному при прогнозировании перспектив формирования городских ансамблей и региональных урбанизированных мегаансамблей.

Научная новизна диссертационной работы. Раскрываются закономерные теоретические и методологические тенденции в областях пересечения знаний: философии и культурологии, сопрягаемые в поле культурфилософии, обращенной на понимание процессов благоприятного ансамблевого развития окружающей человека урбанизированной среды.

Выстраивается системологическая модель функционирования городского ансамбля, в которой с точки зрения морфологии пространства даны взаимопереходы элементов городской среды, органично оформленные в экологическое и техническое целое.

Конечным результатом ансамблевого освоения городской среды как продукта градостроительной деятельности является архитектонический ракурс обеспечения ее гуманного, гармоничного и культурного формирования.

Впервые архитектоническая культура человека развернута как базовый аспект человеческой деятельности, направленной на творческое, художественно-эстетическое построение элементов окружающей предметнопространственной среды города, с целью перехода элементов среды в городской ансамбль.

Выявлена структура архитектонической деятельности, направленной на совершенствование композиционных, типологических, формообразующих, функционально-генетических и синтетических начал городского ансамбля.

10

 

Положения, выносимые на защиту.

 

1. Формирование выразительных архитектонических

комплексов,

произведений, артефактов окружающих человека в городе и образующих ансамбли, обеспечивается за счет разносторонности и многообразия форм его архитектонической деятельности.

2. Морфология городского ансамбля профессионально формируется по правилам и закономерностям инвестирования, проектирования, строительства, технического обеспечения архитектонически выверенных по организационным

икомпозиционным закономерностям пространственных сред.

3.Качественная составляющая формообразования и стилеобразования средовых объектов зависит от уровня и степени проработки проблем на каждом последующем этапе формирования целостности городской среды жизнедеятельности людей, начиная от подготовки профессиональных кадров по проектированию до законченного воплощения в натуре проектной документации.

4.Гуманистическое восприятие ансамбля и положительное нахождение каждым человеком излюбленного места для «себя» в городской среде определяют критерии успеха в архитектоническом творчестве специалистов разного профиля.

5.Основу прогрессивного развития общества как культурного целого на локальном уровне обеспечивают функционально, художественно и нравственно сформированные городские ансамбли, а на макроуровне - ансамбли городов, агломераций, представляющих собой неразрывные сгармонизированные цепи урбанизированных ансамблевых сред.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Современные здания и комплексы сооружений отражают мышление их авторов в отношении того, что они хотели бы сообщить и чем-либо помочь людям самого главного в жизни на протяжении всего пребывания именно в этом, а не в ином другом пространстве. Градостроители, архитекторы и дизайнеры, так же, как и другие представители архитектонической культуры, хотят в своих вещах выразить ту

11

мудрость, которую постигли именно они. Зафиксированные в городских ансамблях рецепты, правила, принципы и закономерности важно удерживать и развивать в истории и теории культуры в качестве заветов жизнеспособности одних поколений для других. Памятование алгоритмов архитектонической культуры, обеспечивающих преемственность развития культурно-исторических ценностей в составе городских ансамблей, есть залог высокой теоретической и практической значимости диссертационного исследования.

Система начал морфологии, создания и существования городского ансамбля в аспекте культуры его потребления, является теоретической основой для нескольких направлений использования работы в различных сферах. Вопервых, использование философских и культурологических определений и подходов необходимо для выстраивания концепций при инвестировании и проектировании новых или улучшения качества существующих городских ансамблей, а также составляющих их элементов. Во-вторых, азы восприятия человеком городских ансамблей должны быть присущи любому жителю города, а также всем, кто попадает в эту конкретную систему извне, в качестве туриста, бизнесмена, предпринимателя, гостя. В-третьих, авторские модели архитектоники ансамблей должны способствовать введению норм и правил поведения, помогающих положительно включаться человеку в функционирование городского ансамбля в качестве «культурной» составляющей окружающего пространства.

Таким образом, выводы, представленные в работе могут быть

использованы в высших образовательных и иных учреждениях, начиная с дошкольного воспитательного процесса и до конца жизни любого человека. Архитектоническая культура востребуется как культура пребывания людей в

городских ансамблях,

как способность создавать «по-человечески»

выразительные города.

 

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования изложены в выступлениях автора на областных, региональных, республиканских и международных научно-

12

практических конференциях и симпозиумах; сессиях молодых ученых. Работы опубликованы в сборниках материалов, тезисов, докладов научно-технических конференций Нижегородского архитектурно-строительного университета (1994 -1998, 2000, 2002); сессиях молодых ученых (IV-2000, V-2001); Международном конкурсе проектов в Бонне (1998); Всероссийской междисциплинарной научной конференции в Йошкар-Оле, МарГТУ (2000); Международной ярмарки идей в городе Нижнем Новгороде (IV-2001, V-2002, VI-2003); VII Межвузовской конференции по культурологии, Общероссийской академии человековедения (2001); IX Международной научно-практической конференции в г.Пензе, ПГАСА (2002). Основные положения исследования отражены в двадцати шести научных публикациях общим объемом 1,7 печ.л.

Диссертация обсуждалась на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, в каждой из которых по четыре параграфа; выводов по главам, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации 187 страниц. Список литературы включает в себя 290 источников.

Структура исследования определяется культурологическим своеобразием темы. Проблематика раскрывается в системе архитектонической деятельности, как особом виде культуры человеческой деятельности и в соответствии с художественно-эстетической системой; предметно-пространственной средой, как условно выделенной составляющей материальной среды города в целом. Методология культурфилософского подхода задействуется и конкретизируется в тексте в соответствии с иерархией соотношения категории «архитектонического» как деятельностного аспекта, порождающего свое продуктивное начало - «ансамблевость». Эта последовательность развертывается соответственно в первой главе, где в центре внимания оказывается архитектоническая культура горожанина и во второй главе, где во главу угла ставятся проблемы организации городского ансамбля.

13

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, показано состояние её разработанности, формируются основные цели и задачи исследования, дается обзор источников, послуживших основой работы, а также определяются объект и предмет диссертации, его методологическая база, аргументируется научная новизна работы и сформированы положения, выносимые на защиту, приведена теоретическая и практическая значимость, и апробация диссертационного исследования.

В первой главе «Выражение архитектонической культуры человека в синтезе форм городской среды» анализируются сущностные основы архитектонической культуры как полифункционального прикладного искусства в комплексной организации среды города художественными и эстетическими средствами.

В жизни и деятельности социальных систем разного архитектонического масштаба ансамбли как совокупности произведений общественно «полезных» - выразительных искусств играют чрезвычайно важную созидательную роль. Полноценность проникновения в жизнь людей различных видов функциональных, бифункциональных, полифункциональных или прикладных искусств во многом определяет эффективность жизнедеятельности современного цивилизованного общества. Мудрость создателей среды в способности устойчивого воспроизводства общественного устройства во многом зависит от форм пространственных систем, создаваемых коллективным трудом, в том числе и наиболее масштабной форме в виде городских ансамблей. В реальной жизни форма, как правило, содержательно трактовалась весьма своеобразно, и человека, ищущего некие универсальные начала в практической деятельности, к решению часто подталкивала сама архитектоника его окружения, конкретная морфология естественной и искусственной сред. Свобода формообразования городских пространств представляла собой объективный залог свободы людей, живущих среди искусственных форм.

14

В первом параграфе - «Философские начала морфологии городской культуры в ансамбле архитипических произведений» составляется анализ философских начал (архитипов, архетипов, артефектов) как основ градостроения. Связь формы как идеальных построений сознания и духовности человека с материальностью среды, объединенная специфическим родством морфологических признаков рассматривается в совершенствовании архитипов и архетипов, включающихся в многогранный мир архитектонических произведений, образующих ансамбли города. За этим стоит проблематика социокультурной миссии города в жизни людей, их камерно или монументально овеществленная историческая память к тому, что создали их предки.

В широком смысле проблема общих начал городской культуры выходит на анализ творческого субъекта архитектонической деятельности. Субъектами архитектонической деятельности, которые по существу определяют совершенство городских ансамблей, складывающихся путем совершенствования архитипов, выступают архитекторы, градостроители, художники-конструкторы (дизайнеры), художники-прикладники, специалисты художественного профиля, профессионалы, работающие в сфере производства. С определенными оговорками и допущениями к субъектам, влияющим на судьбу эволюции архитипов, образующих городские ансамбли, могут быть отнесены все люди, участвующие не только в создании, но и в потреблении продуктов этой деятельности.

В анализе комплексных объектов архитектурного и городского дизайна возможно использование понятия «атрибутика городской среды». Построение логически выверенной типологии результатов архитектонического творчества и ее теоретическое обоснование в культурологии невозможно без учета конкретней истории формирования «второй природы» в соответствии с прототипами - архитипами и их прообразами (архетипами). Прообразы и протоидеи, составляющие идеальную формообразующую основу прототипов разрабатываются в сферах искусства, литературы, религии и мифологии.

15

Ансамбли интерьеров и экстерьеров в составе архитектурноградостроительного образования в свою очередь являются элементами более крупной системы, в частности, жилого комплекса, микрорайона, района, города, агломерации. Обнаруживается определенная иерархическая система - комплексы включений объектов различных видов искусств в общий «храм», образуемый архитипами мира города, его среды, образующими перетекание

открытых и закрытых пространств.

Взаимозависимое отношение, которое реализуется в высшем единстве принципов архитектонического творчества: «архи» и «архе» реализуется в явлениях художественно-эстетической культуры бытия артефактов, архетипов и архитипов, симулакров и инсталляций. Праздники и карнавалы, регулярно проводимые в городах, могут оказать не менее существенное влияние на городские ансамбли, чем монотонные будни. В диалектическом единстве они отражаются в факте бытия развивающейся архитектонической культуры

общества в потенциально богатых возможностях синтеза искусств на базе искусства городского ансамбля.

Содержанием второго параграфа - «Полихронные наслоения

формирования целостности искусственных объектов: город как исторический

«дом» является анализ многообразных форм мироосвоения и

мироформирования в организации городской среды. Одной из них является культурфилософия, возникающая на стыке взаимодействия философии, культуры и культуры философии. В культурфилософии отражаются образные модели проектируемых и созидаемых деяний человека. Философию и культурологию роднит то, что в центре или эпицентре их интересов так или иначе виден Человек. В философии в нем больше умозримого смысла, а в культурологии образно зримой плоти. Большинство людей в начале третьего тысячелетия живет в городах, и это накладывает свой отпечаток на весь строй их мыслей, поступков и действий.

Исходя из того, что город предстает как «дом» бытия множества обжитых людьми пространств рассмотрена целостность городских ансамблей как

16

явления собирательного. Основой логического анализа тематического материала в достаточной степени является утверждение, что исторический контекст эволюции человечества в синхронном, диахронном и полихронном планах в значительной мере связан с формированием искусства и культуры созидания искусного и искусственного окружения, с развитием

архитектонической деятельности, сущностью которой является созидание.

Единовременно или синхронически переплетенные искусства первоначально были единственным «домом» людей.

Жизнь первобытного человека, как культивирующего все свое ощущение, начиналась с освоения дерева и пещер. Эволюционно, дом - являл собой живой образец народного мироосвоения. В народных мифах, сказаниях, религиозных поверьях исторически было создано величайшее множество типов домов, которые вместе группировались в различные комплексы и образовывали

поселения, требующие общественных пространств.

Наряду с такими видами народного жилища, как вигвам, сакля, юрта, была создана русская изба. Она достаточно полно отражает целый пласт народной мудрости, опыта и культуры российского суперэтноса. Наверное, даже можно говорить о том, что если удастся собрать и возвысить до общих законов миростроения, и миропонимания богатство знаний, которое заключено в архитектонике дома, то можно будет аргументированно обосновать и построить

новые научные дисциплины: «философию дома», «эстетику и этику

жилища»,

«архитектонику

жилого дома», «культурологию поселения

людей»,

«городскую культуру», «синархию города».

 

Мироосвоение является высочайшей практической формой отношения человека к миру. Это отношение возможно уже после того, как сформировано мировоззрение, мирознание и миропонимание. Иначе будет преобладать процедура горьких ошибок, проверяемых опытным путём. Дома, повторенные многократно, образуют поселения, а те в свою очередь исторически превращаются в города. Если каждый элемент, из которого образуется дом, несет в себе изъян, то и дом не будет полноценным. Так же, как человек есть

17

элемент человечества, так и совокупность домов есть начало возникновения города, с его компактными и протяженными пространствами. Город представляет собой «дом», в котором индивидуальные функции пространств живущих в нем людей приобретают коллективистские измерения и служат на пользу всем.

Третий параграф — «Отражение архитектонической культуры человека в городском ансамбле» заключает в себе исследование индиактивнопараметрической антроморфологии, конкретизирующей размерность, модульность и пропорциональность человека, и дающей ключи к постижению морфологической тайны его архитектонической культуры. Человек имеет множество измерений, каждому из которых соответствуют группы и комплексы индикаторов: космические, физико-химические, биолого-медицинские, социокультурные, этико-эстетические и др. Многообразие социоприродных измерений жизни и деятельности людей в науке широко изучается.

В связи с периодизацией истории человечества возможно выделение ряда ведущих циклов исторической антропоморфологии: древнейшие культуры, античность и древние деспотии, средневековье и Возрождение, новое и новейшее время. В аспекте различения изобразительных и знаковых начал предлагается разведение основных уровней фиксации морфологии человека:

религиозно-мифологический и магико-мистический,

символико-

стилистический,

информативно-энергетический, знаково-пластический и

размерно-модульный.

Особого внимания

по тематике

исследований

заслуживают наиболее выдающиеся разработки с пропорциональногармонизированными антропоморфными системами: индо-тибетскими, египетскими, латиноамериканскими, греко-римскими, латинскими, масонскими, европейскими, славянскими и собственно российскими.

Подход к освещению проблем архитектоники благоустройства пространства заставляет уделять особое внимание важности эстетических и этических начал в повседневной жизни человека. Важную роль в этом играет понимание становления личности как непрерывного педагогического процесса,

18

не кончающегося за порогом образовательного учреждения. Постоянное взаимодействие человека со своим окружением и подкрепление осмыслением теоретических принципов построения гармоничного пространства приведет к качественно новой системе сосуществования «среда - педагогика - человек». Этот ракурс взаимовлияния сфер не даст угаснуть вниманию людей к своему окружению. В таком широком контексте становятся более понятны фундаментальные закономерности сферы педагогики, в зависимости от архитектонической культуры граждан, и развитие ее не только как профессиональности, но и как всеобщей осведомленности.

В предельном выражении относительно утопическая идея «города-сада» может вести к стиранию различий города и деревни. Это в свою очередь требует развития градостроительного законодательства, которое должно отражать закономерности развития культурных ценностей в юридическом аспекте. В ряду важнейших ценностей культуры особое место занимают архитектурно-градостроительные ансамбли и то, как в них проникает естественная природа, для которой хотя и не применяют термин ансамбль, но которая проникает в городские ансамбли по органически необходимым комплексным программам очеловечивания среды обитания.

Четвертый параграф - «Концепция синтеза продуктов архитектонической культуры в городском ансамбле» рассмотрено взаимодействие пространства человеческой личности с предметным пространством её окружения. Систематизация элементов архитектоники городского пространства, в соответствии с приближенностью их к человеческой личности, строится по приближенности к человеку, его «Я», того, что рядом с ним, или близко к нему. В социальном аспекте конкретный городской ансамбль в его внешней и внутренней форме отражает структуру потребностей определенного социума. Организация архитектуры города и его ансамблей в соответствии с индивидуальными запросами человека может идти как бы в двух встречных потоках: с одной стороны, от человека -

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]